A+ R A-


Педагогический поиск №1
(31) март 2018

pedpoisk2018

Архив журнала

Требования к статьям

Разработано совместно с Ext-Joom.com

  1. Важная информация!
  2. Статья Главы государства
  3. «Казахстан – страна Великой степи»
  4. Виртуальная выставка
  5. Уважаемые педагоги!

Сборники по формативному и суммативному оцениванию для 1, 2, 5, 7 и 3, 6, 8 классов.

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области» информирует об изменениях контактных телефонных номеров:
- Call-центр (основной номер): 35-00-09
- Приемная: 50-07- 23
- Директор: 50-30-99
- Управление по административно-организационным вопросам: 50-31-03
- Финансовый отдел: 50-07-24
- Академический отдел: 50-07-25
- Отдел по связям с общественностью и издательской деятельности: 50-24-21
- Отдел методического обеспечения инновационного развития: 50-24-20
- Кафедра дошкольного воспитания и начального обучения: 50-24-23
- Кафедра инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных, гуманитарных дисциплин: 50-33-04
Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" ознакомится с ней можно перейдя по следующей ссылке
KZМинистерством иностранных дел РК разработано и представлено цифровое приложение «Казахстан – страна Великой степи» данный проект является исполнением поручения Главы государства в рамках 87 шага Плана нации «100 конкретных шагов» по созданию масштабного интернет-проекта «Энциклопедия Казахстана» с целью помочь каждому гражданину и иностранному туристу больше узнать о стране. Приложение является цифровой энциклопедией, охватывающей широкий набор тем и состоит их 10 разделов: география, история, общество, культура, государство, международные отношения, экономика, туризм, Астана, ЭКСПО-2017. Приложение реализовано на 3-х языках – казахском, русском, английском, содержит 68 глав с наличием в них фотогалереи, видеороликов, интерактивных графиков и интерактивных карт. Приложение может быть установлено на различные виды устройств: мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, стационарные компьютеры). Электронные версии размещены в AppStore и PlayMarket. На официальном сайте МИД имеется специальный раздел для запуска веб-версии в виде сайта. Вы также можете скачать расширенную версию Приложения в виде файла и в последующем установить его на свой персональный компьютер.
На сайте филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области» организована виртуальная книжно-иллюстративная выставка «Путь Президента - путь страны», посвященная Дню рождения Лидера нации. Цель выставки – показать историческую роль и вклад Первого Президента Республики Казахстан в становление и развитие независимого Казахстана, обновление и модернизацию казахстанского общества. На выставке представлены книги на казахском, русском и языках народов мира о жизненном пути Первого Президента, детстве и юности, овладении рабочей профессией и трудовых буднях, общественной и политической деятельности. Виртуальная выставка даст вам возможность увидеть издания, раскрывающие феномен быстрого становления независимого государства и событий исторического значения, высказывания и труды политиков мирового уровня о Первом Президенте Казахстана.Выставка адресована широкому кругу читателей. Приглашаем вас посетить виртуальную выставку по ссылке
1-недельные курсы (36,40 час.) • без выезда лектора за пределы города Петропавловска – 10900 тенге; • с выездом лекторов за пределы города Петропавловска -14000 тенге; 2-х нед. курсы (72,80 часов) • без выезда лектора за пределы города Петропавловска – 19900 тенге; • с выездом лекторов за пределы города Петропавловска – 24900 тенге; семинары • 8 – ми часовые (без выезда лектора за пределы города Петропавловска) – 2000 тенге; • 8 - ми часовые (с выездом лектора за пределы города Петропавловска ) – 2750 тенге; • 16 - ти часовые (без выезда лектора за пределы города Петропавловска) – 4000 тенге; • 16 – ти часовые (с выездом лектора за пределы города Петропавловска) – 5500 тенге; • 24 - х часовые (без выезда лектора за пределы города Петропавловска) – 6000 тенге; • 24 – х часовые (с выездом лектора за пределы города Петропавловска) – 8250 тенге.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Методист.-2015.-№8.-С.12-15. 

В статье представлен опыт деятельности одного из институтов Национальной системы повышения квалифи­кации (Республика Казахстан). С системной модернизацией казахстанского образования связано обновление содержания одного из традиционных компонентов повышения квалификации - курсовой подготовки. В севере-казахстанском филиале применяется кластерный подход, позволивший объединить компоненты курсовой подготовки в единой стратегии обновления.

Ключевые слова: обновление содержания среднего образования; кластерный подход; компоненты курсовой-подготовки; практикоориентированное содержание курсовой подготовки.

The article presents the experience of one of the branch of the National System of Professional Development (The Republic Kazakhstan). The modernization of Kazakhstan educational system is connected to the updating the content of one of the traditional components of in-service training course preparation. The North Kazakhstan branch practices the cluster approach, to combine the components of the course preparation in a unified updating strategy.

Key tags: updating the Content of Secondary Education, cluster approach, course training components, practice-oriented content of course preparation.

2015 год - середина пути по реализации при­оритетных направлений, обозначенных в Государ­ственной программе развития образования Респуб­лики Казахстан на 2011-2020 гг. [3]. Главным исполнителем приоритетных направлений образо­вания являются педагогические работники. Их от­ветственность усиливается в условиях обновления содержания среднего образования в Казахстане, предпосылками которого стали следующие факто­ры: «увеличение коммуникабельности; социальные изменения; проблемы, связанные с изменением климата; стремительный рост населения во всем мире и увеличение спроса на ограниченные ресур­сы, которые будут означать, что юные учащиеся в школах сегодня требуют других навыков, нежели те, что были необходимы в прошлом, для того, чтобы успешно взаимодействовать с современным миром и с миром завтрашнего дня в реальности» [4, с. 4].

В связи со сказанным повышение квалифика­ции педагогов в филиалах АО «Национальный центр повышения квалификации Өрлеу» становится все более системным, практико-ориентированным, ценностно-мотивируемым, основанным на постоян­ном обновлении содержания.

Такое содержание курсовой подготовки (далее -КП) в североказахстанском филиале НЦПК «Өрлеу» обеспечивает кластерный подход, позволяютщий связать в единую систему обновления все компоненты КП: 1) тематику КП, 2) структуру и содержание занятий КП, 3) виды самостоятельной работы слушателей КП, 4) методы интерактивной обратной связи со слушателями, 5) формы мониторинга, 6) учебно-информационное сопровождение

Представим направления обновления каждого из компонентов КП.

   Компонент 1 - Тематика краткосрочных курсов

   При определении тематики КП мы учитываем, что взрослые педагоги:

а)  должны иметь причины, чтобы начать новое обучение;

б)  более расположены к обучению, если видят перспективы применения полученных знаний;

в)  будут классифицировать обучение по мере того, каким образом могут использовать знания для выполнения педагогических задач (ср.: модульное построение программы КП);

г) ориентированы в большей степени на внутрен­нюю мотивацию (желание расти и развиваться, получить удовлетворение от работы и др.), чем на внешнюю.

В этой связи Экспертный совет нашего филиа­ла, утверждающий документацию по КП, руковод­ствуется следующими принципами обновления тематики курсов, а также лекционных и практи­ческих занятий:

- актуальности и учета достижений казахстанской и мировой педагогический науки и практики, опыта работы Назарбаев Интеллектуальных школ по до­стижению образовательных результатов;

-  фокусирования на проблемах педагогической теории и практики и возможных направлениях их решения;

-  включения вопросов образовательного менед­жмента;

- аксиологической направленности содержания, помогающего слушателю уточнить траекторию индивидуального развития в продвижении от обра­зовательного идеала к профессиональному и лич­ностному [1, с. 111].

   Компонент 2 - Вариативное содержание курсов

   Модульная структура программы курсов, приня­тая НЦПК «Өрлеу», позволяет мобильно обновлять содержание. Вместе с тем преподаватели нашего филиала в отборе вариативных лекций руко­водствуются следующими принципами обновления содержания КП:

- включения материалов зарубежных стажировок сотрудников АО «НЦПК Өрлеу» и его филиалов;

- учета потребностей и запросов регионального образования;

-  актуализации вопросов обновления содер­жания дошкольного и среднего образования, ТиПО (новые цели, подходы и предметы);

-  анализа примеров эффективной инновацион­ной практики по реализации приоритетных направ­лений образования, в т.ч. наблюдаемой в нашей области;

- представления результатов научно-исследова­тельской деятельности преподавателей.

     Компонент 3 - Профессионально-моделирую­щие тренинги курсов, проводимые психологом

     В КП психологическому тренингу отведена роль катализатора процессов, обозначенных М. Муршедом как наиболее значимых для улучшения резуль­татов учеников: 1) учителями должны становиться подходящие для этого люди: 2) превращать этих людей в эффективных педагогов [2].

В курсовой подготовке по обновленному содер­жанию образования мы практикуем следующие про­фессионально-моделирующие тренинги: «Развитие

лидерских качеств педагога», «На шаг впереди», «От творческого учителя к творческому ученику», «Инновационная деятельность педагога в совре­менных условиях», «Стратегии преподавания и уче­ния: учитель-челленджер и учитель-фасилитатор», «Мой педагогический имидж» и др.

      Проводимые тренинги имеют общую цель - разви­тие компетентности межличностного и профес­сионального поведения в общении, что необходимо для последующего коллаборативного взаимодей­ствия слушателей.

      Компонент 4 - Лекционные занятия курсов

      Обновленное содержание КП потребовало от ППС филиала обновления формы лекционных занятий за счет использования: а) интерактивных методов обучения: активное резюмирование, вкрап­ленные задания, дебрифинг и др.; б) различных ти­пов интерактивных лекций: проблемных, с заранее запланированными ошибками, лекций вдвоем, лекции-пресс-конференции и др.

     К настоящему времени мы отрабатываем струк­туру лекционного занятия в соответствии с эмпи­рической теорией обучения (Experientialteaming) Дэвида Колба Таким образом,обязательными дидактическими этапами лекции являются:

- этап самоорганизации слушателей для воспри­ятия нового опыта, в ходе которого обучающиеся педагоги определяют - с учетом темы КП и лекции, а также на основе собственного опыта - мотивы и цели обучения, содержание и виды деятельности;

этап рефлективного наблюдения, в рамках которого лектор презентует новый материал так, чтобы его восприятие синхронизировалось с ана­лизом и обдумыванием слушателями;

этап интерпретации, когда слушатели вступа­ют в профессиональный диалог по концептуальным положениям лекции;

этап экспериментирования, когда слушатели начинают строить собственные планы применения знаний (с последующей разработкой материалов микропреподавания в условиях внеаудиторной самостоятельной работы).

Компонент 5 - Выездные практические заня­тия курсов

Мы придали выездным практическим занятиям (далее - ВПЗ) статус образца деятельности педа­гогов-практиков, обобщаемой как передовой / ин­новационный педагогический опыт (далее - ПО).

На качество ВПЗ как формы обобщения ПО в данной ситуации работают следующие факторы:

    1) организация и проведение ВПЗ отличаются актуальностью постановки проблемы, четким струк­турированием материалов (методическое обосно­вание; демонстрация опыта в форме открытых уро­ков и интерактивных занятий со слушателями: мастер-классов, коучингов, тренингов, семинаров; рефлексия эффективности авторской методики), их исследовательской содержательностью;

    2)  выявление, обобщение и распространение передового / эффективного ПО обосновано науч­но-методически, проводится на системной основе, становится управляемым;

    3) укрепляются обратные связи «ИПК ПР по Северо-Казахстанской области - авторитетный педагог-практик и его организация образования» в области инноваций в образовании и менеджмента их качества;

   4)  поощряются по результатам аттестации луч­шие образцы педагогической деятельности;

   5)  ВПЗ как составная часть КП приравнивается к аттестуемой деятельности педагога.

   Компонент 6 - Самостоятельная работа слу­шателей (далее - СРС) курсов

   Участие педагогов в реализации приоритетных направлений образования предполагает их актив­ную субъектную позицию, для формирования кото­рой важно выявление резервных возможностей самих педагогов. В этой связи в нашем филиале СРС имеет задачи:

-  вовлечения слушателей в работу профессио­нальных сетевых сообществ;

- адаптации содержания КП к собственной педа­гогической деятельности в аспекте приоритетного направления образования;

-  самооценки слушателями профессиональных возможностей и резервов профессионального развития;

- уточнения траектории профессионального раз­вития.

Обновление содержания курсов вызвало актив­ное проведение в нашем филиале СРС в форме:

- Workshop(обмен опытом и новыми знаниями в условиях совместного создания слушателями проектов, моделей, программ),

- материалов для микропреподавания, презен­туемых на лекционных и практических занятиях как пример определенного «опыта» в рамках цикла Колба;

- STEAMEducationдля развития ИКТ-компетентности слушателей.

Так, учителя школ имели возможность работы в облачном сервисе Google по созданию докумен­тов и презентаций в совместном доступе, в онлайн сервисе Picassoheadпо созданию портретов в сти­ле Пикассо, в облачном сервисе PowToon, позво­ляющем создавать анимированные презентации и видео, в интерактивной среде GeoGebra, обла­дающей множеством возможностей в области гео­метрии, алгебры, различных вычислений.

     В связи с приобретением комплектов робототех­ники введен вариативный модуль «Робототехника в междисциплинарном образовании для выбора учащимися профессии».

    Компонент 7 - Конференции и круглые столы в КП

    В соответствии с кластерным подходом к отбору обновленного содержания КП конференции и круглые столы в филиале организуются с учетом теории конструктивизма: слушатели в условиях профессионального полилога представляют: а) что они узнали на занятиях КП в аспекте приоритетного напрпавления, б) те навыки, которые приобрели и которые имеют ценность для реализации приоритетного направления образования, в) план внедрения результатов курсового повыше­ния квалификации для реализации того или иного приоритетного направления образования.

   Таким образом, организация круглых столов и конференции учитывает: а) признак каскадности(признак нарастания), когда каждый компонент КПсвязан с другими компонентами и становится их составной частью;

   б) признак субъектности обучающегося педагога, так как приоритетным в повышении квалификации становится самоопределение педагога и его самоанализ.

    Компонент 8 - Проекты и их защита в КП

    В филиале практикуется публичная защита проектов. Для этого в актовом зале собираются все группы и активно участвуют в процессах слушания, обсуждения, рефлексии, экспертизы.

     На публичную защиту выносятся лучшие проекты ты из числа заслушанных в группе.

Тематика таких проектов одинаково интересна для разных целевых групп. Эффективно то, что слушатели объединяются по своим проектно-прикладным интересам в один авторский коллектив, интегрируют усилия в общем исследовательском поиске и комплексно решают проблемы.

     Экспертный совет из числа опытных слушателей формулирует заключение о перспективах использования результатов проектной деятельности в региональной педагогической практике.

   Малый ученый совет из числа научно-педагогических кадров филиала рекомендует наиболее обоснованные проекты для участия в областных, республиканских и международных конкурсах.

   Таким образом, публичная защита проект: мотивирует к исследованию в команде, предоставляет экспертизу результатов проектной деятельности, обобщает достижения инновационно-исследовательской деятельности слушателей, оттачивает научно-педагогический язык, дает путевку к посткурсовой профессиональной самореализации.

   Компонент 9 - Комплексное тестированиеслушателей

   Тестовые задания психолого-педагогического, содержательного и технологического модулей классифицированы в соответствии с приоритетными направлениями образования. При разработке тестов используется таксономия Б. Блума.

    Тесты нормативно-правового модуля разделе­на две группы: 1) основная база, применяемая для контроля слушателей всех направлений, 2) тесты по разделам правовой документации, связанные спецификой приоритетного направления. Крометого, имеются компетентностно-ориентированные тесты, проверяющие владение ключевыми универ­сальными (межпредметными, информационными, социальными и др.) компетенциями, необходимы­ми для активной реализации приоритетных направ­лений образования.

    По результатам входного и выходного тестирова­ния и самостоятельной работы педагогов проводит­ся стратификация слушателей, разделение на груп­пы / страты с целью определения стартовой позиции для самообразования и саморазвития (табл.).

    На основе стратификации преподаватели оказы­вают методическую помощь слушателям по конст­руированию ими индивидуальной траектории про­фессионального развития в посткурсовой период.

                                                                                                                                           Таблица

Характеристика групп условной стратификации

А

Имеет высокий уровень теоретических знаний.

Обладает навыками самостоятельной исследовательской деятельности.

Скорее всего, обладает ярко выраженными навыками педагогической рефлексии, способен к самостоятельному построению индивидуально-образовательного развития

В

Имеет достаточный уровень теоретических знаний. Умеет самостоятельно организовать исследовательскую деятельность.

Скорее всего, имеет навыки педагогической рефлексии, способен к самостоятельному построению индивидуально-образовательного развития

С

Имеет средний уровень теоретических знаний.

Недостаточно владеет навыками самостоятельной исследовательской деятельности и планирования профессионального саморазвития

D

Имеет недостаточный уровень теоретических знаний.

Слабо владеет навыками самостоятельной исследовательской деятельности и планирования профессионального саморазвития

Е

Имеет низкий уровень теоретических знаний.

Не владеет навыками самостоятельной исследовательской деятельности и планирования профессионального саморазвития

    Компонент 10 - Учебно-информационное сопровождение курсов

    В период КП слушатели активно пользуются системой КАБИС (Казахстанская автоматизирован­ная библиотечно-информационная система). База данных учебно-методической литературы, научных статей представлена в КАБИСе в разрезе приори­тетных направлений образования.

   Отдельным блоком в КАБИСе представлена рубрика «Научные публикации сотрудников      филиа­ла по приоритетным направлениям образования (по результатам НИР)».

      Кроме того, на сайте ИПК ПР по СКО размещен ряд рекомендательных списков.

Фрагменты обновленного содержания курсов представлены также в рубриках сайта филиала: об­разования. Программы стажировки слушателей краткосрочных курсов. Материалы для саморазви­тия педагога. Тезисы лекций. Электронный путево­дитель. Виртуальная выставка. Сетевое сообщество.

    Итак, опыт развития филиала в условиях Нацио­нальной системы повышения квалификации «Өрлеу» убеждает: в современных условиях не столь важно, где произведено знание; важнее то, где оно нашло свое инновационное применение. Сегодня уже обо­значился ряд стран - мировых лидеров, иннова­ционная составляющая которых основана на науч­ных достижениях других стран. Это означает, что, уделяя целенаправленное внимание интеграции в мировую систему образования, международной сопоставимости условий и результатов обучения, развитию академической мобильности в системе повышения квалификации, международному сотруд­ничеству, можно совершенствовать свою деятель­ность и создавать лучшие условия для профессио­нального развития педагогов.

 

Литература

1.  Ахметова Г.К. Образование - дело моей жизни.- Алматы: Казак университеті, 2007. 252 с.

2.  MourshedM. etal. (2010). How the worlds most improved school systems keep getting better. McKinsey

6 Company retrieved from http: //mckinseyonsociety.com/ how-the-worlds-most-improved-school-systems-keep-getting-better/

3.  Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от

7  декабря 2010 г., № 1118 // Казахстанская правда.- 2010. 14 декабря (№ 338 (26399)).

4.  Программа повышения квалификации учителей русского языка школ с русским языком обучения в рам­ках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Первое издание - Центр педа­гогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллекту­альные школы», 2014.

References

1.  Akhmetova G.K. Education - Mylife'swork.Almaty: Kazakh University, 2007. 252 p.

2.  Mourshed M. et al. (2010). How the worlds most improved school systems keep getting better. McKinsey & Company retrieved from http: //mckinseyonsociety.com/ how-the-worlds-most-improved-school-systems-keep-getting-better/

3.  Approval of the State Program for Education Development of the Republic of Kazakhstan for 2011 -2020. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan December 7, 2010, № 1118 f/ Kazakhstanskaya Pravda. 2010. December 14 (№338 (26 399)).

4.  Professional Development Programme of Russian schools with Russian as the language of instruction within the framework of updating the content of secondary education of the Republic of Kazakhstan. First Edition -Centre of pedagogical excellence of AEO «Nazarbayev Intellectual Schools». 2014.

 

МУРЗАЛИНОВА А.Ж.,

д.п.н., профессор,

директор филиала Акционерного общества

«Национальный центр повышения квалификации Өрлеу» (АО «НЦПК Өрлеу»)

«Институт повышения квалификации педагогических работников

по Северо-Казахстанской области

 

Scroll to Top