A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Разработано совместно с Ext-Joom.com

  1. Обсуждаем Послание
  2. Статус педагога
  3. Статья Главы государства
  4. «Казахстан – страна Великой степи»
  5. Виртуальная выставка

Сайт филиала информирует: обсуждаем Послание в социально-педагогическом сообществе

Совещание по вопросам дальнейшей модернизации системы образования

В ходе совещания были обсуждены актуальные вопросы дальнейшей модернизации отечественной системы образования в соответствии с направлениями текущего Послания «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

Подробнее можно ознакомиться, пройдя по ссылке:

http://www.akorda.kz/ru/special/events/akorda_news/meetings_and_sittings/soveshchanie-po-voprosam-dalneishei-modernizacii-sistemy-obrazovaniya
Повышение статуса педагогов и качество образования - главная задача

Ссылка: http://flashpress.kz/blog/Flash-news/176499.html

Министр образования и науки Е. Сагадиев на встрече с активом ВКО по обсуждение Послания Президента доложил, что в рамках Послания проводится комплексная работа по повышению статуса учителей, их зарплаты, качества образования, создаются необходимые условия для детей и педагогов.

«Для воспитателей будет разработана национальная система тестирования. В текущем году мы внедрили национальное тестирование для учителей, по итогам которого учителя могут получить новую категорию и доплату. Такая же система присуждения категорий будет разработана, обсуждена и внедрена для воспитателей детских садов», — сказал министр образования и науки.

Е. Сагадиев также обозначил вопрос обеспечения детской безопасности, включая наличие в школах психологов. Сегодня в целом по Казахстану камерами видеонаблюдения обеспечены 80% школ и 60%детских садов. В Восточно-Казахстанской области обеспечены 100% школ и 72% детских садов. Согласно поручению Главы государства данный показатель должен достигнуть 100%.


Ссылка: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/pravitelstve-rassmotreli-voprosyi-ispolneniya-poslaniya-355027/

В правительстве рассмотрели вопросы исполнения Послания Президента РК Министр образования и науки Ерлан Сагадиев сообщил, что в рамках кардинального усиления качества школьного и дошкольного образования МОН РК совместно с акиматами будет разработана соответствующая дорожная карта, где будут предусмотрены меры по повышению квалификации дошкольных воспитателей и введению единых квалификационных требований.

"В школе данная работа уже идет. В текущем году внедрен национальный квалификационный тест. По итогам аттестации в школах присвоены квалификационные категории более 34 тысячам учителей. Доплата указанному количеству педагогов производится с 1 сентября 2018 года. В целом размер доплаты варьируется от 30 до 50 процентов в зависимости от категории", - доложил министр образования и науки.

По графику идет переход на международные стандарты. В 2019-2020 годах будет обеспечен перевод всей системы оценивания на стандарты PISA, SAT, AST.

Кроме того, в школе будет продолжена работа по сокращению дефицита ученических мест. В рамках обеспечения детской безопасности будут приняты меры по 100-процентному оснащению школ и детских садов системами видеонаблюдения. Будет закуплено порядка 4 тысяч камер видеонаблюдения.

По поручению Главы государства будет разработан закон "О статусе педагога", в котором будут предусмотрены стимулы для повышения социального статуса педагогов, сокращения учебной нагрузки и защиты от ненужных проверок и другое. Также Сагадиев отметил, что будет продолжена работа по повышению требований к качеству преподавания в высших учебных заведениях.


Вице-министр МОН РК Эльмира Суханбердиева прокомментировала о том, как изменится образование в Казахстане после Послания Н.Назарбаева "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни". Подробнее можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://www.zakon.kz/4940340-kak-izmenitsya-obrazovanie-v-kazahstane.html
Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" ознакомится с ней можно перейдя по следующей ссылке
KZМинистерством иностранных дел РК разработано и представлено цифровое приложение «Казахстан – страна Великой степи» данный проект является исполнением поручения Главы государства в рамках 87 шага Плана нации «100 конкретных шагов» по созданию масштабного интернет-проекта «Энциклопедия Казахстана» с целью помочь каждому гражданину и иностранному туристу больше узнать о стране. Приложение является цифровой энциклопедией, охватывающей широкий набор тем и состоит их 10 разделов: география, история, общество, культура, государство, международные отношения, экономика, туризм, Астана, ЭКСПО-2017. Приложение реализовано на 3-х языках – казахском, русском, английском, содержит 68 глав с наличием в них фотогалереи, видеороликов, интерактивных графиков и интерактивных карт. Приложение может быть установлено на различные виды устройств: мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, стационарные компьютеры). Электронные версии размещены в AppStore и PlayMarket. На официальном сайте МИД имеется специальный раздел для запуска веб-версии в виде сайта. Вы также можете скачать расширенную версию Приложения в виде файла и в последующем установить его на свой персональный компьютер.
На сайте филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области» организована виртуальная книжно-иллюстративная выставка «Путь Президента - путь страны», посвященная Дню рождения Лидера нации. Цель выставки – показать историческую роль и вклад Первого Президента Республики Казахстан в становление и развитие независимого Казахстана, обновление и модернизацию казахстанского общества. На выставке представлены книги на казахском, русском и языках народов мира о жизненном пути Первого Президента, детстве и юности, овладении рабочей профессией и трудовых буднях, общественной и политической деятельности. Виртуальная выставка даст вам возможность увидеть издания, раскрывающие феномен быстрого становления независимого государства и событий исторического значения, высказывания и труды политиков мирового уровня о Первом Президенте Казахстана.Выставка адресована широкому кругу читателей. Приглашаем вас посетить виртуальную выставку по ссылке
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Развитие человеческого капитала

«Білімді ел – Образованная страна» .- 2018.- № 31(140) 21 августа

Для руководителей организаций образования важно знать: развитие человеческого капитала на основе повышения квалификации имеет перспективой социальный капитал – способность педагогов к самоорганизации и объединению профессиональных усилий для достижения общей цели.

В условиях реализации обновленного содержания образования ситуация отсутствия социального капитала, наблюдаемая в ряде организаций образования, ограничивает профессиональное развитие педагогов.

Механизмы деятельности НЦПК «Өрлеу» отвечают пониманию образования, сформулированному в докладе Global Education Futures 2015 года: гибкий, индивидуализированный, открытый процесс, происходящий всю жизнь и требующий создания специальных условий. При этом создание специальных условий в филиалах «Өрлеу» направлено на качество образования, которое должно возрастать наряду с количеством качественно образованных членов общества. Подчеркнем, что уровень и содержание инноваций в повышении квалификации отвечает мировым стандартам, проанализированным в ходе международных стажировок (Великобритания, США, Франция, Сингапур, Южная Корея, Австралия, Россия) и реализуемых договоров о сотрудничестве с партнерами ближнего и дальнего зарубежья.

Следование миссии и концепции, отлаженная структура НЦПК «Өрлеу», его учебно-научно-методическая база и технические возможности, а также системное взаимодействие с МОН РК позволяют Правлению во главе с доктором педагогических наук, профессором, член-корреспондентом НАН РК Гульнас Ахметовой эффективно управлять деятельностью филиалов в условиях постоянных изменений и добиваться результатов в профессиональном развитии педагогов. При этом принцип опоры на собственные силы и ресурсы становится определяющим. О результативности свидетельствуют следующие данные:

– при охвате курсами обновленного содержания образования в 2017-2018 учебном году 97 324 педагога процент качества (по результатам внешнего оценивания Центром педагогических измерений АОО «НИШ») составляет 99,6%, а удовлетворенность организацией и содержанием курсовой подготовки отмечают 100% слушателей;

– 3093 педагога краткосрочных курсов повышения квалификации из числа обучившихся в 2016 году 12 644 слушателей (что составляет 25%) повысили квалификационную категорию (по данным ежегодного мониторинга профессионального развития педагогов 2017 года).

Педагогические возможности повышения квалификации в «Өрлеу» усиливает принцип преемственности: а) вузовского и послевузовского (дополнительного) педагогического образования; б) педагогической практики и теории обновленного содержания образования; в) имеющегося опыта педагога и современных тенденций развития образования.

Так, преемственность реализуется в структуре и содержании образовательных программ курсовой подготовки, учитывающих современные основные группы профессиональных задач педагога и включающих систему модулей, обязательный и вариативный компоненты (на сегодня имеется 143 образовательные программы, утвержденные МОН РК). Организация курсов в соответствии с образовательными программами предполагает преемственность в отборе форм (лекции – практические занятия – тренинги) и методов деятельности (индивидуальных – групповых – командных; рефлексивных – интерактивных – продуктивных – исследовательских).

Самостоятельная работа слушателей курсов представляет собой наиболее наглядную форму проявления творческой и исследовательской активности обучающихся педагогов, интегрирующую их профессиональный опыт и формируемые на курсах компетенции.

Роль самостоятельной работы усиливается при организации курсов в формате blended learning, которыми в 2017-2018 гг. охвачен 1941 педагог, при этом удовлетворенность организацией и содержанием курсовой подготовки отмечают 99,7% педагогов. Организационные формы обучения и, в особенности, обратной связи тренера-тьютора со слушателями курсов blended learning способствуют переводу самостоятельной работы в новое качество – самостоятельную деятельность. Слушатели курсов на основе сформированной положительной внутренней мотивации активно участвуют в рефлексивно-исследовательской деятельности, проявляя навыки самоорганизации и самокоррекции усвоенного материала. Тренеры курсов blended learning, отходя от роли хранителей знания (репродукторов), занимают позиции разработчиков ресурсов и тьюторов, сосредоточенных на показе того, как с этим знанием обращаться. Таким образом, тренеры и слушатели взаимодействуют согласно теории заинтересованных сторон (stakeholders). По результатам анкетирования, сами педагоги воспринимают профессиональное образование «на рабочем месте» как условие успешности карьерного роста. При этом подчеркивают, что оказались в условиях острой необходимости развития информационной культуры, формируемой под влиянием ИКТ.

Роль интерактивного электронного руководства для слушателей курсов выполняет Национальный образовательный портал повышения квалификации педагогов РК с его новым педагогическим дизайном (http:// bl.orleu-edu.kz/). К настоящему времени он пополнен 230 видеоуроками, демонстрирующими наиболее творческие образцы педагогической практики. Частота обращений педагогов Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья к базе данных портала послужила основанием организации республиканского конкурса видеоуроков и видеолекций, который стартовал в июне 2018 года и завершится в канун Дня независимости Республики Казахстан. Цель конкурса – развитие массового движения педагогов по созданию образовательных стартапов, посредством которых реализуются современные тренды (STEM-обучение, трехъязычие и CLIL-обучение, чередующееся обучение, междисциплинарное и метапредметное обучение, knowledge management, система управления обучением LMS и др.).

Постоянное обновление и пополнение Национального образовательного портала как интеллектуальной образовательной среды, а также создание филиалами сетевых сообществ и активное использование концепции социальных сетей (ИПК ПР по СКО: Orleu Online Resources, Facebook; виртуальная лаборатория «ORLEU Robotics», Website; ИПК ПР по Павлодарской области: Өрлеу-Дайджест-Бренд, Facebook; ИПК ПР по Жамбылской области: бизнес-страница «Өрлеу» Тараз, Facebook; ИПК ПР по г. Алматы: Almaty Best Teaching Practices, Facebook и др.) отвечает гипотезе Б.Блума: увеличение времени и частота доступа к информации, а также регулярность обратной связи гарантирует качественное обучение.

Повышение квалификации в аспекте развития человеческого капитала актуализирует идею профессионального самосовершенствования. Так, продуктивный характер курсов повышения квалификации предполагает разработку и защиту индивидуальных и командных образовательных продуктов (подготовка методических статей к публикации, создание портфолио, разработка видеоуроков, рефлексивных роликов и др.). Подчеркнем, что проводимые в НЦПК «Өрлеу» мониторинговые исследования профессионального развития педагогов диагностируют их соответствие профессии и успешности деятельности в ней.

Комплекс образовательных мероприятий, реализуемый в филиалах, создает уникальную среду для посткурсовой деятельности педагогов, в которой особую ценность имеют hard skills (специфические компетенции, развиваемые в ходе курсового обучения и профессиональной деятельности) и soft skills (универсальные компетенции, востребованные на рынке труда, в особенности в связи с расширением социокультурных позиций современного педагога в обществе). Мероприятия всех филиалов объединяют общие методы развития человеческого капитала: коучинг, наставничество, тьюторство, фасилитация, head hunting. Само функционирование коллегиальной среды образовательно-методических событий в «Өрлеу» свидетельствует об открытости всей системы, непрекращающемся обмене опытом и консолидации ресурсов филиалов.

Список конкурсов республиканского значения, инициированных АО «НЦПК «Өрлеу»: «Лучший методист», «Лучший психолог», «Smart-педагог: путь к профессиональному успеху», «Лучший педагог инклюзивного образования», конкурс видеоуроков и видеолекций – с одной стороны, отражает мобильное реагирование на потребности системы образования и общественные запросы, с другой стороны, поддерживает идеи непрекращающегося самообразования.

Стратегия развития человеческого капитала в НЦПК «Өрлеу» предъявляет свои требования к педагогическим технологиям и средствам контроля и оценки. На курсах и для посткурсового сопровождения педагогов используются технологии: парного обучения PALS (Peer Assisted Learning Strategies), ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности), командного, проектного коммуникативно-диалогового обучения, динамического обучения Workshop, саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, педагогических мастерских, учебных вопросов и развития критического мышления, SMART, STEM, портфолио, квест, блокчейн. Таким образом, для повышения квалификации педагогов создан инкубатор современных образовательных технологий деятельностного типа, который отвечает одной из задач Послания Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года: «Содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением».

В НЦПК «Өрлеу» независимая внешняя оценка качества курсовой подготовки является одновременно механизмом повышения эффективности управления системой повышения квалификации. Так, оценивание слушателей курсов обновленного содержания образования осуществляет Центр педагогических измерений АОО «НИШ» (по результатам 1 полугодия 2018 года 44 331 педагог рекомендован к сертификации, что составляет 99,3% от общего количества слушателей). Обязательным является анонимное анкетирование слушателей курсов по комплексу показателей организации и содержания, в т.ч. на предмет оценки профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава. В каждом филиале эффективно работает система внешней экспертизы качества занятий курсовой подготовки. В экспертные группы входят руководители и специалисты местных исполнительных органов в области образования, авторитетные педагоги-практики и представители педагогического сообщества, депутаты маслихата и члены партии «Нұр Отан», профессорско-преподавательский состав вузов. Разработано экспертное заключение по качеству посещенных занятий. Таким образом, наиболее приемлемым становится управление через участие заинтересованных сторон (партисипативное управление).

Результаты внешнего оценивания влияют на многофакторный рейтинг качества деятельности филиалов, реализующий механизмы публичной отчетности и отвечающий принятию Правлением обоснованных управленческих решений по повышению качества.

Форсайт-анализ развития системы образования, опыт развития человеческого капитала в «Өрлеу» позволяют, учитывая мировую тенденцию деятельности в открытой конкурентной среде и инициативу МОН РК, начать подготовку к переходу на ваучерное повышение квалификации.

В своей дальнейшей деятельности по развитию человеческого капитала, субъектом которого должны оставаться педагоги Казахстана, НЦПК «Өрлеу» ориентируется на следующие целевые ориентиры: развивать возможности достижения нового качества образования, оставаться необходимым условием реализации перспективных потребностей развития системы образования, стать надежным источником повышения социально-профессионального статуса педагога и роста его материального благосостояния.

 

Алма Мурзалинова, директор ФАО «НЦПК Өрлеу»

ИПК ПР по СКО», д.п.н., профессор

Scroll to Top