A+ R A-

Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Разработано совместно с Ext-Joom.com

  1. Обсуждаем Послание
  2. Статус педагога
  3. Статья Главы государства
  4. «Казахстан – страна Великой степи»
  5. Виртуальная выставка

Сайт филиала информирует: обсуждаем Послание в социально-педагогическом сообществе

Совещание по вопросам дальнейшей модернизации системы образования

В ходе совещания были обсуждены актуальные вопросы дальнейшей модернизации отечественной системы образования в соответствии с направлениями текущего Послания «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

Подробнее можно ознакомиться, пройдя по ссылке:

http://www.akorda.kz/ru/special/events/akorda_news/meetings_and_sittings/soveshchanie-po-voprosam-dalneishei-modernizacii-sistemy-obrazovaniya
Повышение статуса педагогов и качество образования - главная задача

Ссылка: http://flashpress.kz/blog/Flash-news/176499.html

Министр образования и науки Е. Сагадиев на встрече с активом ВКО по обсуждение Послания Президента доложил, что в рамках Послания проводится комплексная работа по повышению статуса учителей, их зарплаты, качества образования, создаются необходимые условия для детей и педагогов.

«Для воспитателей будет разработана национальная система тестирования. В текущем году мы внедрили национальное тестирование для учителей, по итогам которого учителя могут получить новую категорию и доплату. Такая же система присуждения категорий будет разработана, обсуждена и внедрена для воспитателей детских садов», — сказал министр образования и науки.

Е. Сагадиев также обозначил вопрос обеспечения детской безопасности, включая наличие в школах психологов. Сегодня в целом по Казахстану камерами видеонаблюдения обеспечены 80% школ и 60%детских садов. В Восточно-Казахстанской области обеспечены 100% школ и 72% детских садов. Согласно поручению Главы государства данный показатель должен достигнуть 100%.


Ссылка: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/pravitelstve-rassmotreli-voprosyi-ispolneniya-poslaniya-355027/

В правительстве рассмотрели вопросы исполнения Послания Президента РК Министр образования и науки Ерлан Сагадиев сообщил, что в рамках кардинального усиления качества школьного и дошкольного образования МОН РК совместно с акиматами будет разработана соответствующая дорожная карта, где будут предусмотрены меры по повышению квалификации дошкольных воспитателей и введению единых квалификационных требований.

"В школе данная работа уже идет. В текущем году внедрен национальный квалификационный тест. По итогам аттестации в школах присвоены квалификационные категории более 34 тысячам учителей. Доплата указанному количеству педагогов производится с 1 сентября 2018 года. В целом размер доплаты варьируется от 30 до 50 процентов в зависимости от категории", - доложил министр образования и науки.

По графику идет переход на международные стандарты. В 2019-2020 годах будет обеспечен перевод всей системы оценивания на стандарты PISA, SAT, AST.

Кроме того, в школе будет продолжена работа по сокращению дефицита ученических мест. В рамках обеспечения детской безопасности будут приняты меры по 100-процентному оснащению школ и детских садов системами видеонаблюдения. Будет закуплено порядка 4 тысяч камер видеонаблюдения.

По поручению Главы государства будет разработан закон "О статусе педагога", в котором будут предусмотрены стимулы для повышения социального статуса педагогов, сокращения учебной нагрузки и защиты от ненужных проверок и другое. Также Сагадиев отметил, что будет продолжена работа по повышению требований к качеству преподавания в высших учебных заведениях.


Вице-министр МОН РК Эльмира Суханбердиева прокомментировала о том, как изменится образование в Казахстане после Послания Н.Назарбаева "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни". Подробнее можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://www.zakon.kz/4940340-kak-izmenitsya-obrazovanie-v-kazahstane.html
Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" ознакомится с ней можно перейдя по следующей ссылке
KZМинистерством иностранных дел РК разработано и представлено цифровое приложение «Казахстан – страна Великой степи» данный проект является исполнением поручения Главы государства в рамках 87 шага Плана нации «100 конкретных шагов» по созданию масштабного интернет-проекта «Энциклопедия Казахстана» с целью помочь каждому гражданину и иностранному туристу больше узнать о стране. Приложение является цифровой энциклопедией, охватывающей широкий набор тем и состоит их 10 разделов: география, история, общество, культура, государство, международные отношения, экономика, туризм, Астана, ЭКСПО-2017. Приложение реализовано на 3-х языках – казахском, русском, английском, содержит 68 глав с наличием в них фотогалереи, видеороликов, интерактивных графиков и интерактивных карт. Приложение может быть установлено на различные виды устройств: мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, стационарные компьютеры). Электронные версии размещены в AppStore и PlayMarket. На официальном сайте МИД имеется специальный раздел для запуска веб-версии в виде сайта. Вы также можете скачать расширенную версию Приложения в виде файла и в последующем установить его на свой персональный компьютер.
На сайте филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области» организована виртуальная книжно-иллюстративная выставка «Путь Президента - путь страны», посвященная Дню рождения Лидера нации. Цель выставки – показать историческую роль и вклад Первого Президента Республики Казахстан в становление и развитие независимого Казахстана, обновление и модернизацию казахстанского общества. На выставке представлены книги на казахском, русском и языках народов мира о жизненном пути Первого Президента, детстве и юности, овладении рабочей профессией и трудовых буднях, общественной и политической деятельности. Виртуальная выставка даст вам возможность увидеть издания, раскрывающие феномен быстрого становления независимого государства и событий исторического значения, высказывания и труды политиков мирового уровня о Первом Президенте Казахстана.Выставка адресована широкому кругу читателей. Приглашаем вас посетить виртуальную выставку по ссылке
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Мунайдарова Гульнарай Елюбаевна,

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №42»

г. Петропавловск

 В Послании ЕлбасыН.А. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года одним из важнейшим приоритетом было  основание системы оценки знания на международных стандартах. В сфере среднего образования определённым и уже внедряющимся этапом является критериальное оценивание. Если проанализировать состояние казахстанской системы оценивания учебных достижений учащихся в сравнении с другими странами, то следует отметить, что пятибалльная система оценивания, предусмотренная в Казахстане, не в достаточной степени отражает уровень знаний учащихся, но она и не является общепринятой мировой системой. Пятибалльная система имеет часто травмирующий характер, является объектом психологического давления, которое направлено на ученика и на родителей. Всё это снижает мотивацию и желание учиться, не виден рост ученика, нет желания к совершенствованию и становлению личности, часто сказывается на психическом и физиологическом здоровье ребёнка. Все эти наблюдения, опыт, изучение системы оценивания приводят к тому, что оценивание в современной школе должно стать другим, более гибким, прозрачным, понятным, развивающим, помогающим расти и совершенствоваться ребёнку.

 

Инклюзивное образование – одна из тех концепций, которая требует изменения привычных, формировавшихся десятки лет представлений всех участников системы образования. Его гуманистическая и правозащитная составляющие подразумевают изменение системы социальных отношений и основываются на иных ценностях, чем традиционное образование. Рассмотрение образования через призму инклюзивности означает изменение представления о том, что проблемой является молодой человек (ребенок, подросток), и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.

Цели же инклюзивного образования находятся в принципиально иной системе координат, нежели цели привычных нам систем общего и специального образования. И в то же время, несмотря на выраженную тенденцию, инклюзивное образование не направлено на то, чтобы ликвидировать сложившуюся систему специального образования. Оно стремится к соединению и взаимообогащению до сих пор слабо связанных между собой систем общего и специального образования.В контексте подхода к инклюзивному образованию ЮНЕСКО, инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Проблема заключается не в том, как интегрировать отдельных учащихся в основную систему образования, а в том, как трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся.

По версии ЮНЕСКО – инклюзия – позитивная реакция на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение. Как отмечают в своих исследованиях наши российские коллеги (Астоянц М.С., Россихина И.Г.,), инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, систематичности и последовательности, непрерывности, комплексного подхода для ее реализации. Инклюзия предполагает вовлечение в процесс каждого субъекта образовательного процесса (воспитанника дошкольного учреждения, ученика, студента) с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий. Также они делают вывод о том, что на современном этапе инклюзия является ведущей тенденцией в развитии системы образования во всем мировом сообществе.

На сегодняшний день система школьного образования обеспечивает стопроцентный охват образованием начальным, основным и средним образованием. При этом наблюдаются различия по географическому месторасположению, социально-экономическому статусу, что в целом влияет на достижения школьников и различия в результатах между городскими и сельскими школьниками. Несмотря на высокий общий уровень получения образования, результаты международных исследований показывают необходимость улучшения качества обучения. Недостаточное внимание уделяется реализации программ направленных на поддержку слабых учащихся, которые отстают по причине отсутствия интенсивного вмешательства на ранней стадии обучения. Для повышения общей результативности системы необходимо уменьшить число школьников с низкими показателями. Для повышения равенства образовательных возможностей необходимо выявление и поддержка уязвимых учащихся на протяжении обучения для раскрытия потенциала.

Инклюзивное образование должно быть доступным для детей со специальными нуждами. Задачи повышения доли детей, включенных в инклюзивное образование, требуют проработки эффективных механизмов их реализации. прежде всего, распространению инклюзивного подхода к образованию, включая следующее. Большое внимание и выделение ресурсов на обучающихся с низкой успеваемостью. Результаты такого подхода дают возможность выравнивания уровня знаний у большинства учеников. На протяжении многих лет оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет следующие недостатки:

 - отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и учителям;

- учителя выставляют оценку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом;

 - оценки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

- при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;

- отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению.

В мировой практике инклюзивное образование основывается на индивидуальном подходе в обучении лиц с особыми образовательными потребностями:мигранты, из семей беженцев, национальных меньшинств, оралманы; имеющие трудности в социальной адаптации в обществе (сироты, виктимные дети, с девиантным поведением, одаренные дети, из семей с низким социально-экономическим и социально-психологическим статусом); проживающие в отдаленных районах. Значительную часть детей с особыми образовательными потребностями составляют дети с особыми образовательными потребностями в развитии. Это дети до 18- ти лет, имеющие физические и/или психические недостатки и вследствие этогоограничение жизнедеятельности, препятствующие освоению образовательных программ без создания специальных образовательных условий. Инклюзивное образование в отношении лиц с особыми образовательными потребностями стало одним из приоритетов Госпрограммы развития образования на 2011-2020 годы. Дети с особыми образовательными потребностями в развитии с рождения до 18 лет составляют 2,8% от общего числа детского населения. По данным мировой статистики, дети с нарушениями в развитии занимают в среднем 10-12% от общего детского населения в развитых странах мира. В Казахстане, процент выявляемости нарушений в развитии ребенка, 2,8%, и это серьезная проблема, которая подчеркивает необходимость развития системы диагностико-консультативной службы, в том числе скрининга психофизического развития детей в раннем возрасте

Завершающим этапом концептуального подхода инклюзивного образования в Казахстане является комплексное внедрение национальной модели инклюзивного образования во всех организациях дошкольного и среднего образования. Для этого образование должно стать гибким для максимального учета неодинаковых возможностей обучающихся. Таким образом, смысловую основу инклюзивного образования составляет позиция, согласно которой не люди с ограниченными возможностями здоровья созданы для образовательного учреждения, а именно оно (образовательное учреждение) создано для этих людей. В этом контексте к специальным образовательным условиям, как правило, следует относить:  

  • безбарьерную среду (включая толерантную культуру поведения всех участников образовательного процесса);
  • материально-техническое и учебно-методическое обеспечение (с учетом индивидуальных потребностей обучающихся);
  • подготовленные педагогические кадры (владеющие специальными методами и технологиями обучения и другими важными профессиональными компетенциями);
  • специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение всех участников учебного процесса (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Для обеспечения поступательного развития инклюзивного образования, а не просто его декларации, названные условия должны быть конкретизированы, нормативно закреплены, обеспечены финансированием и результатами научных исследований.

В исследованиях казахстанских ученых, педагогов в качестве одного из подходов к формированию стратегии реализации идей инклюзивного образования рассматривается концепция научного консультанта и эксперта ЮНЕСКО доктора Дэвида Митчелла, ориентированная на создание максимально адаптированной среды и условий, удовлетворяющих особые образовательные потребности лиц с особыми потребностями. Дэвид Митчелл, признанный международный эксперт в области инклюзивного образования, утверждает, что «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)». Он вывел «формулу» для описания составляющих инклюзивного образования:

ИО=В+О+5К+П+Рс+Рк,

где

В – «видение», как приверженность принципам и готовность к внедрению инклюзивного образования(информативность и морально-личностная готовность),

О – «определение в образовательное учреждение»,т.е вариативные формы включения в общеобразовательное пространство,

– 5 компонентов (адаптированный учебный план и программы,адаптированная оценка(критериальное оценивание для получения обратной связи и выявления особых образовательных потребностей обучающегося), адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, толерантное отношение),

П – «поддержка» обучающихся и педагогов со стороны команды, профессионалов (психологов, специальных педагогов, социальных педагогов),   

Рс– «ресурсы»,

Рк– «руководство» на всех уровнях: правительственым, региональным, местным, на уровне руководителя образовательного учреждения.Все участники процесса должны уметь объяснить идеологическую основу инклюзивного образования, а также своими действиями демонстрировать приверженность его успешной реализации. 

Заблуждением является то, что инклюзивное образование создается только для детей с инвалидностью.

Концепция инклюзивного образования заключается в изменения самого образования (условий, программ, среды, средств обучения, форм аттестации) с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми.

 

Scroll to Top