A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мунжасарова Г.Ж. [Часть 2] УРОК? — УРОК!!!

Мунжасарова Г.Ж., ст. преподаватель

кафедры «Инновационные технологии и методики преподавания естественнонаучных, гуманитарных дисциплин

ФАО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»

 

 

Знаете ли Вы, что уроку более 350 лет?

 

Но своей актуальности он не потерял в условиях современной образовательной ситуации, оставаясь главной формой обучения.

В чем же заключается актуальность современного урока? Какова структура современного урока и насколько она соответствует требованиям обеспечения качественного образования? Об этом и пойдет речь в статье.

Урок — это ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся».(Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227). Структура урока — соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М.,2005.С.420).

Учебные предметы «Русский язык» и «Русская литература» относятся к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования учащихся. В связи с происходящими изменениями в современном мире меняется и подход в обучении русскому языку и русской литературе. Основной акцент преподавания и учения направлен на развитие коммуникативных навыков (слушание, говорение, чтение и письмо), а также формирование функциональной грамотности, что способствует успешной социализации личности.

Структурные элементы урока:

  • Мобилизующий этап урока – включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность с первых минут урока.
  • Целеполагание: формирование обучающимися целей урока.
  • Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.
  • Присутствие момента осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя и начала поиска новой информации (включение «знания о незнании» как важного мотивирующего фактора для развития познавательной активности учащихся).
  • Коммуникация – исследование проблемы в коллективе.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание обучающимся и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке, чему научился, какие навыки были развиты.

При планировании уроков полезно рассмотреть вопросы:

  1. Какова цель моего урока? Поддерживает ли каждая часть урока достижения учащимися этой цели?
  2. Что на самом деле будут делать учащиеся? Как ясно объясняю учащимся, что они должны делать и какие результаты они должны получить?
  3. Как я узнаю, что прошло обучение?
  4. Что значит быть учеником во время урока? Может ли учащийся получить помощь и/ или уверенность? Могут ли они получить дополнительные материалы?
  5. Насколько план является гибким? Может ли он справиться с неожиданными событиями, такими как интересный вопрос учащегося, который требует много объяснений, проблемы с аудиовизуальными средствами, короткая обратная связь от кого-то еще?
  6. Какую обратную связь от учащихся Вы планируете услышать? Как я буду устраивать, записывать и обсуждать этот вопрос?

Оформление вступительной части плана

Рождение любого урока начинается с определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

В соответствии с основными идеями обновленного содержания среднего образования РК (Программы), урок строится на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Цель должна быть связана с целями обучения учебной программы предмета.

Цели как поезд, должны иметь время отправления, время прибытия и четко установленную продолжительность движения, равно как и выполнения. Временное ограничение помогает сосредоточить внимание на достижении цели в установленный срок (либо даже раньше).

Правильная постановка целей – половина успеха. Таковыми являются SMART цели. Слово «SMART» переводится на русский язык как «умный», «интеллектуальный». SMART – аббревиатура, от первых букв слов – критериев: Specific, Measurable, Attainable, Relevant, Time-bound – конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность во времени.

  1. 1. Конкретность. Цель должна быть конкретной, ясной и предполагает однозначность восприятия всеми: это ответ на вопрос: Что я хочу, чтоб было?
  2. 2. Измеримость. Необходимо ответить себе на вопросы:
  3. как я узнаю, что достиг(ла) нужного результата?
  4. как я буду знать, что я на верном пути (проявление промежуточного результата), то есть критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.
  5. 3. Достижимость.  Цели должны быть реалистичными: высокие или низкие цели обычно теряют свое значение.
  6. 4. Актуальность (реальность). Актуальны ли те или иные способы и задачи, которыми я хочу достичь цели? Возможно, стоит рассмотреть возможность реализовать это другим, более простым способом? Все знакомы с правилом Паретто, когда 80% полученных результатов происходят от 20% усилий.
  7. 5. Time-bound — ограниченность во времени.Точный период выполнения – одна из главных составляющих цели.

Новый подход к целеполаганию способствует усовершенствованию преподавания, сфокусированного на ученике.

Важно:

  1. Определить языковые цели, включая примеры лексики и фраз.
  2. Запланировать реализацию привития ценностей.
  3. Указать межпредметную связь и каким образом реализуется межпредметная интеграция на уроке (посредством деятельности и/или содержания)
  4. Проанализировать и зафиксировать предварительные знания обучающихся. Подумать: как можно активизировать уже имеющиеся знания?

Оформление основной части плана

  1. Уделять особое внимание учёту индивидуальных особенностей и потребностей учеников.
  2. Запланировать учебную деятельность со множеством различных видов заданий.
  3. Соблюдать логику и последовательность, вариативность при выполнении заданий, при переходе от одной темы к другой и закреплении знаний и навыков учащихся.
  4. Продумать стиль взаимодействия с классом, распределяя по времени работу педагога и учащихся (с обсуждением и взаимообучением).
  5. Уделить внимание активизации учебной деятельности на основе диалогового обучения, постановке разнообразных вопросов.
  6. Планировать (и чередовать) как индивидуальные, коллективные, так и групповые/парные виды работ, задания, направленные на развитие критического мышления.
  7. Реализовать формативное оценивание через техники и методы, промежуточные письменные работы.

Оформление заключительной части плана

  1. В структуре урока предусматривается дополнительная информация по следующим пунктам: «Дифференциация», «Оценивание», «Межпредметная связь», «Здоровье и безопасность», «Связи с ценностями» планировать в содержании самого конспекта урока.
  2. После проведения урока необходимо уделить внимание рефлексии по его проведению.

Структура современного урока русского языка и литературы актуализирует:

повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся (наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций; предусматривается работа с аудиокнигами, ТV, ПК, Интернет-ресурсами; важна самостоятельная работа учащихся со словарями, с учебной (научной) литературой, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами;

оптимизацию учебно-воспитательного процесса – целенаправленный выбор оптимального варианта построения процесса обучения, сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих к достижению целей урока;

интенсификацию учебно-воспитательного процесса на уроке (чем больше учебно-познавательных операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда;

осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

Реализация методических принципов современного урока:

  • Субъективизация: учащийся рассматривается как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  • Метапредметность: формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  • Деятельностный: знания добываются учащимися в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативности: обмен информацией, взаимодействие на уроке и вне урока.
  • Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в процессе урока.
  • Импровизационность: учитель должен быть готовым к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Три постулата современного урока:

  1. Урок есть ЭВРИКА! Это открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности обучающихся и учителя.
  2. Урок есть часть жизни ребенка:  проживание ее должно совершаться на высоком общечеловеческой культуры.
  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке есть наивысшая ценность.

 

ФОРМУЛА СОВРЕМЕННОГО УРОКА: 5 “у” – учёба + удивление+ удовольствие + увлечение =

Scroll to Top