A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мунжасарова Г.Ж. [Часть 3] О самоконтроле, самооценке и не только…

Известно утверждение древних греков: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ всю жизнь».

Насколько верно данное утверждение?

Можно ли НАУЧИТЬ человека на всю жизнь? И насколько важно в условиях современной образовательной реальности обучать самоконтролю, самоанализу, самооценке,  взаимоконтролю и взаимопроверке на уроке?

Об этом и пойдет речь в статье.

Главным условием эффективного обучения становится обучение учащихся приемам самоконтроля и самообучения: современный педагог учит детей УЧИТЬСЯ. 

Важно подготовить ученика к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её реализации, то есть ШКОЛА должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Существуют две формы самоконтроля:
1)  внешняя (осознаваемая) произвольная;
2)  внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного самоконтроля затруднительно: возможно формирование некоторых его элементов.

Если ученик верно осуществляет учебные действия, на достаточном уровне  извлекает из памяти необходимое  для решения задачи (ситуационной) знание, осознает это, то можно констатировать нормальный  механизм самоконтроля.

Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, НО осознает это, вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, ОДНАКО самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, значит, механизм самоконтроля не доведён до совершенства.

Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить нужную информацию, не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. Нужна помощь извне – от учителя или учащихся.

Выделим следующие  этапы формирования самоконтроля:

1.Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Учитель должен

-       ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений, навыков;

-       сообщать учащимся цель проведения того или иного контроля;

-       давать формативную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.

2. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность одноклассников.

Это – взаимопроверка. Но обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности.

В результате этой работы учащиеся

-       организуют свою деятельность в цикличной форме, проверяя и оценивая её;

-       в процессе самоконтроля и самооценки учащиеся на основе  обобщения и сопоставления осмысливают критерии анализа своей деятельности.

Самоконтроль   помогает сделать процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению. Если учащиеся понимают учебные задачи, то включается не только самоконтроль но и самокоррекция:  исправляя ошибку, учащиеся корректируют собственную учебную деятельность. И самое важное: наступает такой период в обучении, когда учащиеся сами могут воспроизвести внешний образец (например, ключи).Знание о незнании должно рождать необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить.

Ученик будет осознавать, ЧТО с ним происходит в процессе изучения предмета, ощущать своё развитие.

Эффективен взаимоконтроль в процессе парной работы учащихся, когда учащиеся  одновременно тренируют и контролируют друг друга. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция.

Для развития самоконтроля учащиеся могут проверять свою работу, сверяя с образцом. Нужно давать возможность учащимся самостоятельно исправить свою ошибку. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речь и деятельность.

Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы, вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

Системная работа должна привести:

-       во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;

-       во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции;

-    в-третьих, к пробуждению инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, активно управляя собственной учебной деятельностью.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.

Основная цель учебного процесса на современном этапе - формирование способности к самореализации, к формированию адекватной самооценки своей собственной деятельности, к формированию навыка самоконтроля и активизации познавательной деятельности.

Без самоконтроля и самооценки невозможно оптимальное, поступательное развитие самостоятельной познавательной деятельности.

Можно ли НАУЧИТЬ человека на всю жизнь? Насколько важно в условиях современной образовательной реальности обучать самоконтролю, самоанализу, самооценке,  взаимоконтролю и взаимопроверке на уроке?

Известно утверждение древних греков: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ всю жизнь».

В эпоху Интернета (скоростных технологий) в особенности не согласиться с высказыванием невозможно.  От человека требуется УМЕНИЕ ориентироваться в информационных потоках, осваивать современные технологии, самообучаться, быть мобильным.

В этой связи главным условием эффективного обучения становится обучение детей приемам самоконтроля и самообучения, взаимоконтроля и взаимопроверки.

Современному педагогу отводится роль  фасилитатора (челленджера, тьютора), позволяющая достичь результатов на основе использования различных методов активизации и вовлечения, оценивания процессов в реальном времени, измерения предполагаемых результатов, стимулирования диалога и взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Scroll to Top