A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Альмагамбетова Л.С. [Часть 4] Эффективные методики раннего развития детей: опыт стран Запада

Приступаем к самому интересному. Методики раннего развития стран запада получили наибольшую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране.

Все вы слышали о методики М.Монтессори. Но я вам попробую рассказать то, что вы не слышали об этой методике. Изначально она работала с больными, умственно-отсталыми детьми. И когда через какое-то время ее воспитанники обогнали в развитии по всем параметрам здоровых нормальных ребят, это произвело сенсацию в области медицины и педагогики. Сама Мария Монтессори, получив такой результат, сокрушалась: «Что же такого делают с обычными детьми, если они уступают в интеллектуальном развитии детям с тяжелыми травмами головного мозга?». После этого она решила заниматься со здоровыми детьми нормальным, естественным развитием, чем привнесла инновации в образовании.

Ее исследования доказывают, что наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом. Каждый родитель скажет, что видеть в ребенке творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере - предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. База для этого: умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал. Именно на это может и должно быть направлено раннее развитие.

Развивающая среда согласно методике М.Монтессори должна состоять из 5 зон:

1. Зона сенсорного развития

2. Математические представления

3. Языковая зона.

4. Упражнения практической жизни

5. Зона космоса

Интересен тот факт, что М.Монтессори называет спонтанную созидательную деятельность ребенка с реальными предметами – «работой», а не игрой, как это принято в педагогике. Ученый-практик отмечает: «Работа (ребенка) есть деятельность, которая не связана ни с обучением, ни с желанием взрослого. Работа связывает детское существо с окружающей средой». Ребенок действует зачастую бессознательно, его работа является проявлением природной потребности развития, и цель её – в развитии разнообразных функций и построении собственной личности. Для ребенка важен сам процесс работы, и он повторяет действия многократно, пока не удовлетворит внутреннюю потребность в них.

Таким образом, успех методики М.Монтессори заключается в создании развивающей среды на основе разнообразного дидактического материала и творческого подхода к развитию личности ребенка.

Еще один ученый, который работал с детьми с различными травмами мозга и в итоге разработал методику, как для больных, так и для здоровых детей - американский военный врач Гленн Доман. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Основная идея методики Домана: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни. Основная заслуга ученого – это разработанная им методика обучения чтению и счету детей раннего возраста.

Конечно, есть и обратная сторона такого раннего обучения. Во-первых, занятия по методике Домана требуют от родителей колоссальной самоотдачи. Ведь все первые годы жизни ребенка ей нужно будет все свое время посвящать организации процесса обучения: покупать, изготавливать развивающие игрушки и демонстрировать тысячи карточек на самые разные темы.

Во-вторых, процесс обучения по системе Гленна Домана далек от атмосферы совместного творчества, которая близка многим семьям. Ребенок, являясь пассивным объектом обучения, сидит, в то время как мама демонстрирует ему ту или иную серию карточек. Отвлекаться от карточек, как и брать их в руки – запрещено. Возникает вопрос, сможет ли ребенок воспользоваться знаниями, полученными таким образом, на практике.

Кроме того, для полноценного развития ребенку необходимо полноценное общение и постоянное обогащение речи. Слушая многочисленные сказки, стихи и песни, ребенок учится воспринимать на слух и получать из текста нужную ему информацию. Карточки Домана не могут заменить игры с ребенком, потешки и пальчиковые игры. Зачастую, для подобных занятий у родителей, «живущих» по системе Домана, не остается ни времени, ни сил.

Еще один автор прогрессивной авторской методики для обучения дошкольников под названием «новая математика» - Золтан Пал Дьенеш. Основа методики обучения математике при помощи разных увлекательных игр, танцевальных движений и забавных песен.

З. П. Дьенеш разработал и апробировал на практике теорию о шести стадиях изучения математики. Автор системы назвал первую стадию математического познания свободной игрой. Суть ее заключается в том, что ребенок, получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. После многочисленных попыток решить поставленную задачу осуществляется плавный переход ребенка на вторую стадию под названием правила игры. Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как ребенок не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести.

На третьей стадии происходит процесс сравнения. После того, как взрослые вместе с ребенком использовали для работы несколько игр математической тематики, наступает этап сравнивания содержания данных игр. Автор методики призывает родителей и педагогов обучать малышей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании из бумаги зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того, чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей.

Четвертая стадия помогает ребенку в ходе игр воспринимать абстрактный смысл чисел. Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.

На пятой стадии ребенок приходит к пониманию, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату. Автор системы назвал данную стадию символической. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.

Заключительная стадия является длительнее всех выше перечисленных этапов. На шестой стадии предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам. Ребенок с педагогом исследует содержание понятий аксиома и теорема, а также изучает правила перехода от аксиом к теоремам.

Несмотря на то, что система Дьенеша не так известна среди родителей, как например, методика Никитиных или игры Воскобовича, опыт педагогов показал эффективность использования логических игр и игрового дидактического материала Золтана Дьенеша в работе с детьми раннего возраста для:

1) ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

2) развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

3) усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

4) становления познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

5) формирования творческих способностей.

Таким образом, практически все методики раннего развития педагогов Запад основываются на разработке и создании авторского дидактического материала и погружения ребенка в развивающую среду.

Вывод: если вы хотите развивать вашего ребенка, то окружите его дидактическими играми, пособиями и ненавязчиво их объясните. Вы увидите- результат не заставит себя ждать!

Scroll to Top