A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мунжасарова Г.Ж. [Часть 4] ПОЧЕМУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ АКТУАЛЬНА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ?

Действительно: насколько важна дифференциация в обучении? Обратимся к сущности понятия «дифференциация».

Слово дифференциация происходит от ла­тинского differentia — различие, разделение.

Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

Обозначим основы дифференциации.

1. Решение проблемы дифференциации обучения связано с пониманием, особенностями становления и развития личности.Жизненный путь личности – это путь становления ее индивидуальности в процессе деятельности. Физиолого-биологические свойства, психологические основы, социальные условия – факторы, определяющие ее индивидуальность.

2. В силу закономерностей постижения человеком предметов (явлений) окружающей действительности  процесс познания носит индивидуальный характер. Согласно специфическим внутренним свойствам каждый человек по-своему воспринимает познавательный объект и вкладывает в него свое содержание. Таким образом, организуя учебно-познавательную деятельность учащихся, необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, их способности.

Каковы возможные критерии дифференциации?

1) обучаемость (способность ученика за короткий срок достичь более высокого

уровня знаний):

а) продуктивность и гибкость мышления;

б) наличие определенной совокупности знаний;

в) уровень аналитико-синтетической деятельности и школьников;

г) темп продвижения;

2) работоспособность.

Пути реализации дифференциации:

1. В типовом классе общеобразовательной школы основной путь – индивидуализация и дифференцированно-групповая форма работы. Индивидуальная форма работы позволяет хорошо изучить учащихся. В процессе дифференцированно-групповой формы работы осуществляется реализация возможностей каждого ученика.

Зная типологию учащихся, учитель координирует выбор заданий для учащихся, определяя группы для них таким образом, чтобы они выполняли посильный для них труд и получали при этом достаточное удовлетворение от проделанной работы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обученности.

Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними:

В 1 группу входят учащиеся с высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума. Во 2 группу входят учащиеся со средними учебными возможностями: при работе с ними главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности (участию в разрешении проблемных ситуаций, воспитанию самостоятельности).В 3 группу входят учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, плохо запоминают и т.д.)

Особую трудность для учителей при подготовке к дифференцированной работе представляет 3 группа школьников (дети со стойкой пониженной успеваемостью).

Определим некоторые виды дифференцированной помощи:

- работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания;

- предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

- привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.

- предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).

- оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

- указание правила, на которое опирается задание.

- указание алгоритма выполнения задания.

- расчленение сложного задания на элементарные составные части.

- постановка наводящих вопросов.

Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.

Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися?

  • Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
  • Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
  • Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.

Дифференциация может осуществляться:

- по объему и содержанию работы;

- по приемам и степени самостоятельности;

- при закреплении;

- при повторении;

- при объяснении нового материала.

Каковы возможности дифференциации?

1. Эффективное решение задач обучения и воспитания.

2. Создание условий психологического комфорта в классе.

3. Реализация возможностей учащихся, что способствует формированию устойчивой мотивации учебной деятельности.

ИТАК, ПОЧЕМУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ  АКТУАЛЬНА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ?

АКТУАЛЬНОСТЬ дифференциации обучения обусловлена высокой эффективностью технологии и направленностью на

 

  • повышение эффективности школьного образования,  обеспечивающего каждому обучающемуся максимальное развитие возможностей и способностей;
  • демократизацию образовательного процесса, ликвидацию единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;
  • создание условий, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей;
  • формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности;
  • защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, включение их в полноценный учебный процесс на основе адаптации.
Scroll to Top