A+ R A-

sertificate


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Альмагамбетова Л.С. [Часть 5] Самые популярные методики раннего развития: опыт России

Итак мы подошли к опыту раннего развития детей самой ближайшей к нам страны –России. До сих пор многие методики российских ученых являются основными во многих детских садах, и это не случайно. В России еще с советских времен проводились фундаментальные исследования в области дошкольного обучения и воспитания. Все вы прекрасно знаете такие имена как Тихеева В.И., Столяр А.А., Белошистая А.В., Флерина Е. А., А. П. Усова. Именно они стояли у истоков классического подхода к обучению и воспитанию дошкольников. Но кроме классического подхода, в России большую популярность стали завоевывать и методики раннего развития, доказавшие свою эффективность не менее чем традиционные.

Одна из самых первых методик раннего развития в России была разработана педагогами - новаторами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными, родителями семерых детей. Никитины стали популярны далеко за пределами России и неоднократно выезжали в Японию для представления своего опыта. Так они разработали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей, а также серию игр.  

«Никитинские игры» рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет дошкольнику новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем ребенок может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, он выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. Наибольшую популярность обрели игры «Рамки и вкладыши», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Дроби», «Уникуб». Предприимчивые производители быстро осознали уникальность этих игр и теперь их можно в том или ином виде купить в любом магазине игрушек.

001 002

Еще более популярна методика Н. Зайцева, который предложил отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка. Его методика обучения чтению детей с 3 лет (!) уникальна и не имеет аналогов в мире.

Н.Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.

Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Все «склады»  он разместил на гранях кубика, которые получили название «кубики Зайцева». Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика),  ребенок начинает составлять слова. «Кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научиться читать с первых же занятий, а детям от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).

003

Работа с кубиками не нарушает осанку, т.к. сидеть подолгу не надо; зрение, т. к. буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов - чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими. Логопеды дошкольных организаций отмечают, что благодаря «кубикам» значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам дети с диагнозами ЗПР и ОНР.

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по программам для второго, третьего и даже четвертого классов.

Одной из наиболее современных является методика В.Воскобовича. Как и методики других авторов, методика В. Воскобовича предполагает партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком в процессе игры.

Он как и другие ученые разработал свои дидактические игры, которые достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы.

Приведем примеры самых известных игр: «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».
Игру «Геоконт» называют «дощечкой с гвоздиками». Для детей представляется в виде сказки «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»), в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются «серебряными». На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветные резиночки), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.

«Квадрат Воскобовича» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке «Тайна Ворона Метра» квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние дети с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр. Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. Непременным условием развития детского интеллекта является обогащенная предметно-пространственная среда, данная методика уделяет этому вопросу большое внимание.

004

В ходе любой из игр В.В. Воскобовича необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого необходимо, чтобы ребенок комментировал свои действия или пересказывал сюжет.

Таким образом, во-первых, в основе всех методик раннего развития лежат авторские дидактические материалы – игры, кубики, тренажеры-таблицы и др. Во-вторых, любая методика предполагает участие родителей в развитии детей. Следовательно если вы хотите, чтобы ваши дети развивались (не важно родитель вы или воспитатель) необходимо создать развивающую среду  из разнообразного количества материалов и помочь ребенку в этом разобраться. Секрет прост!

Scroll to Top