A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мунжасарова Г.Ж. [Часть 5] Формативное оценивание как инновационный инструмент сопровождения учебно-воспитательного процесса

001

Система критериального оценивания направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Этого можно достичь, если установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям.

         С помощью четко выработанных критериев оценивания и учитель, и обучающийся будут понимать:

  • На какой стадии обучения обучающийся находится?
  • Куда он стремится в своем обучении?
  • Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов обучения?

         Целью критериального оценивания является получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Задачи системы критериального оценивания:

 

1. Расширить возможности и функции оценивания в учебном процессе.

2. Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством  

    установления регулярной обратной связи.

3. Содействовать формированию единых стандартов, качественных

    механизмов и   инструментов оценивания.

4. Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию:

– обучающимся о качестве их обучения;

– учителям о прогрессе обучающихся;

– родителям о степени достижения результатов обучения;

– органам управления о качестве предоставляемых образовательных  

   услуг.

 

Принципы критериального оценивания:

 

1.Взаимосвязь обучения и оценивания.

2.Объективность, достоверность и валидность.

3.Ясность и доступность.

4.Непрерывность.

5.Направленность на развитие.

Подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от содержания

предмета и вида критериального оценивания (формативное и суммативное).

         Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем БЕЗ ВЫСТАВЛЕНИЯ БАЛЛОВ и ОЦЕНОК. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.

 

Сущностная характеристика формативного оценивания

 

         Система оценивания учащихся есть эффективный инструмент измерения достижений учащихся и повышения качества образования. Под системой оценивания понимается шкала, которая используется при выставлении отметок, а также сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности участников образовательного процесса: учителя и ученика.

         Оценивание – это отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями. Система оценивания становится эффективным механизмом повышения качества процесса образования при соответствии его целям и задачам.

         Формативное оценивание учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности.

 

Задачи формативного оценивания:

 

• определение и представление обучающимся целей обучения и критериев    

   оценивания;

• создание среды для продуктивного коллаборативного обучения,  

   позволяющее выявить доказательства того, что и на каком уровне достиг

   обучающийся;

• обеспечение конструктивной обратной связи, способствующей развитию

   обучающихся;

• вовлечение обучающихся в качестве источника взаимного обучения друг

   друга;

        

         Процесс формативного оценивания в деятельности учителя требует реализации следующих этапов:

 

• планирование и организация формативного оценивания;

• выбор методов формативного оценивания;

• анализ результатов формативного оценивания;

• предоставление обратной связи

Планирование и организация формативного оценивания

1. Учитель может использовать задания, предложенные в сборниках.

2. Рекомендации учителю при самостоятельной подготовке инструментов

    формативного оценивания:

  • изучить учебную программу, учебный план и провести анализ целей

обучения;

  • составить критерии оценивания на основе целей обучения согласно учебной программе;
  • распределить критерии оценивания по уровням мыслительных навыков

согласно таксономии Б.Блума для обеспечения дифференцированного

подхода в составлении заданий;

  • составить задания в соответствии с критериями оценивания;
  • разработать к каждому заданию дескрипторы, которые описывают основные этапы его выполнения.

         Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и контекста обучения  при разработке и подборе заданий (см.Таблица 1).

         Составление дескрипторов к каждому заданию позволяют определить, на каком этапе выполнения задания обучающийся испытывает трудности. Это способствует предоставлению конструктивной обратной связи обучающимся и родителям.

Таблица 1.

Раздел

 

Подраздел

 

Цель обучения

 

Уровень мыслительных навыков

 

Критерий оценивания

 

Задание 1

 

Задание 1

 

Задание 1

 

Критерий оценивания

Дескрипторы

         Для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся важно использовать в повседневной практике формативного оценивания различные методы: «Две звезды и одно пожелание», «Сигналы рукой», «Светофор», «Индекс карточки для обобщения», «Одноминутное эссе», «Речевые образцы», «Трехминутная пауза», «Словесная оценка», викторины, опросы и др.

         Методы формативного оценивания можно использовать на разных этапах организации учебной деятельности как в процессе объяснения темы, выполнения заданий, так и во время предоставления обратной связи обучающимся.

         Методы формативного оценивания могут использоваться при организации индивидуальной, парной и групповой работы.

 

Формативное оценивание в индивидуальной работе

 

         Плюсы: обучающиеся осмысливают результаты собственной учебной деятельности, что позволяет  повысить ответственность за полученные результаты.

         Учитель систематически наблюдает за работой обучающегося и фиксирует промежуточные результаты (как положительные стороны, так недостатки работ обучающегося).

         Важно:

-       обсуждение результатов индивидуальных работ необходимо проводить непосредственно с обучающимися;

-       предоставление возможности обучающимся высказать собственное мнение;

-       при планировании дальнейшей работы с обучающимся следует учитывать его потребности и возможности.

 

Формативное оценивание в парной работе

 

          Учитель может оценивать  работу в паре, работу пар друг с другом,  работу внутри пары.

          Плюсы такого взаимодействия: проявление  саморегулируемого поведения, рефлексия и взаимопомощь вне зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

Согласовывание действий и взаимодействие друг с другом, обмен мнениями и умение давать конструктивную обратную связь вырабатывает ответственность у обучающихся за выполнение задания и его результат.

 

Формативное оценивание в групповой работе

 

         Плюсы:  работа в группах как эффективный способ оценивания определенных навыков.

         Критерии оценивания даны заранее.

         Учитель наблюдает и слушает обсуждения обучающихся в каждой группе (наблюдает, задает вопросы обучающимся, поддерживает (Ваше мнение каково? Можете ли Вы мне пояснить, что обсуждалось в вашей группе? …)

         Во время групповой работы учитель контролирует работу всех групп и каждого отдельного обучающегося. Наблюдение за группой можно совместить с участием при выполнении задания. (Обучающимся можно предложить сформулировать новую идею; сравнить две (или более) идеи; оценить идеи; сделать выводы на основе групповых обсуждений; ответить на вопросы.

 

Предоставление обратной связи

 

         Обратная связь используется на различных этапах урока. 

Рекомендации учителю (при предоставлении обратной связи):

  • отметить сильные стороны работы обучающегося;
  • избегать слов «неверно», «неправильно» без пояснения того, что выполнено неправильно;
  • давать рекомендации, каким образом можно исправить недочёты или улучшить работу обучающегося;
  • исключить использование негативных комментариев.

Таблица 2.Вопросы для проверки эффективности обратной связи

Учитель

Обучающийся

На какой стадии обучения обучающийся

находится?

На каком этапе обучения я нахожусь?

Куда он стремится в своем обучении?

Каким образом я достигну результата?

Что необходимо сделать, чтобы помочь

ему достичь ожидаемых результатов

обучения?

Над чем мне необходимо работать, чтобы

достичь результата?

Анализ результатов формативного оценивания

 

         Проведение анализа результатов работ обучающихся - один из важнейших этапов при организации формативного оценивания. Анализ результатов формативного оценивания позволяет поучить информацию о трудностях, с которыми столкнулись обучающиеся, и принять решение о необходимых мерах по их преодолению.

 Анализ результатов проверочных работ позволит выявить:

• группы детей, для которых определенные задания представляют сложность;

• отдельных обучающихся, испытывающих трудности по теме, разделу;

• наиболее трудные для обучающихся вопросы, задания, темы.

 

         Таким образом, мы постарались ответить на поставленные вопросы и в качестве резюмирующего фактора обозначим:  формативное оценивание, являясь неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения, проводится непрерывно,  обеспечивает обратную связь между обучающимися и учителем и как инновационный инструмент сопровождения учебно-воспитательного процесса позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок для достижения целей и задач обучения .

Scroll to Top