A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мунжасарова Г.Ж. [Часть 6] «ВЗГЛЯД ВНУТРЬ СЕБЯ»

(о рефлексии как важном этапе современного урока)

В структуре урока, соответствующего современным требованиям, рефлексия обозначена как обязательный этап урока.

Задумаемся: ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕФЛЕКСИЯ?

Обратимся к притче. Жил-был на свете один мудрец: на все вопросы он мог дать ответ. Но однажды один из его учеников решил доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, Мастер, какая бабочка в руках у меня: живая или мертвая?» Он подумал: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Действительно, многое, если не все, в руках УЧИТЕЛЯ. От его профессионального мастерства и умения, человеческой мудрости, чуткости, терпения и поддержки зависит успех его ученика. Важно не пропустить даже самое небольшое продвижение вперед ученика, не потушить даже самую малую искру надежды и радости в его глазах и сердце.

В условиях современной образовательной реальности актуальным можно обозначить принцип активности, сознательности, творчества: активность ученика обусловлена его осознанной деятельностью. Мотивация ученика к учебной деятельности зависит от уровня реализации его субъектной позиции по отношению к учению.

Необходимым условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Организация рефлексивной деятельности на уроке – важное условие подготовки к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых для современной личности качеств: предприимчивости (на основе оценивания реальной ситуации выход на новый уровень решения задач), самостоятельности (анализ и осознание возможностей личности, ответственность за выбор собственной позиции), конкурентоспособности (умение действовать (работать) эффективно). 

Рефлексивная деятельность на уроке способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, достижению метапредметных результатов обучения.

Что есть рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Рефлексия есть размышление о своем внутреннем состоянии (по словарю иностранных слов), рефлексия есть самоанализ (по толковому словарю русского языка). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексивная деятельность  ученика направлена  на развитие самоконтроля, самооценки, саморегулирования. Через критическое мышление ученик приходит к   осознанному осмыслению своей деятельности, что вызывает, в свою очередь, у учеников чувство значимой радости.

Исходя из функций рефлексии, предлагаются следующие ее виды:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности.

Приведем примеры:

  • «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
  • Использование различных изображений, например, «Букет настроения» ( В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой»).
  • «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то прикрепляю на дерево яблоки красного цвета, если нет - зелёного.
  • «Солнышко и тучка». Учитель предлагает ученикам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного.

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В Казахстане стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю. Хочу знать. Узнал.В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Рефлексия деятельности

Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания (защите проектных работ). Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

«Поезд».

Конечно, рефлексия является обязательным условием саморазвития как самого ученика, так и учителя.

Итак, для чего нужна рефлексия?

Ответим: рефлексия учит ребенка учиться: помогает ему осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке, систематизировать полученный опыт.

Рефлексия - это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Значит, если ребенок осознает и понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад он может внести в общую копилку совместной работы; может ли он объективно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения, совместная деятельность ученика и учителя станет намного интереснее, осмысленнее и результативнее.

Уважаемые коллеги! Рубрика «Особенности проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях обновления языкового образования» завершилась. Спасибо всем, кто был с нами!

А в следующую пятницу Вас ждет новая рубрика «Работа с разным форматом текста в рамках PISA».

Ждем Вас в следующую пятницу.

Scroll to Top