A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мурзалинова А.Ж. [Часть 1] Не раб? Но господин!

Ведущая идея. Все конкретные профессионально-личностные качества, необходимые хорошему педагогу, объединяет общее основание – общительность, т.е. готовность и способность педагога испытывать потребность в общении и удовольствие от общения с окружающими. Необщительный человек вряд ли сможет работать в системе образования. Общительный – постарается понять и оценить свои возможности с профессиональной точки зрения, чтобы научиться управлять ими и способствовать развитию природных индивидуальных способностей. В этом ему поможет педагогическая риторика.

Наша жизнь состоит из множества ситуаций общения, в каждой из которых нам непременно хочется быть «хозяином», «господином», «лидером». Но иногда одно слово, жест, взгляд могут спровоцировать положение, в котором мы оказались «рабом ситуации общения».

В условиях ускорения времени, характерного для гиперинформационного общества, быть постоянным «рабом ситуации общения», т.е. терять незримые нити общения, означает перестать верить в себя со всеми вытекающими из этого грустно-драматическими последствиями.

Но наука всегда стремится помочь человеку, в т.ч. в поисках самого себя. Поэтому в конце непредсказуемых 90-х гг. активизировались многочисленные исследования по различным направлениям риторики: политической, судебной, медицинской, бытовой...

Риторика – это теория и практика эффективного общения. Закономерность в том, что птица мудрости – сова Минерва – любит вылетать именно в полночь: риторика вновь пришла на помощь тогда, когда «критическое десятилетие» (как назвал Н.Назарбаев сложный период 90-х годов 20 века) потребовало безупречного понимания друг друга – на уровне государств, народов и людей.

В конце 90-х гг. стала развиваться и педагогическая риторика.

Мы с достоинством пережили «критическое десятилетие» и уверенно вступили в эру независимости Республики Казахстан. Нам знакомы понятия – меритократизм, успешность, лидерство. Зачем нам вспоминать о педагогической риторике, ведь сегодня мы уверенно заявляем об обновленном содержании образования?

В том-то и дело, что сегодня сфера обучения, как никогда ранее, стала сферой повышенной речевой ответственности, а педагогическое слово (речь) – важнейший (если не основной) инструмент деятельности учителя, стратегическое средство реализации дидактических и методических задач. Никакая образовательная технология не спасет, если она не будет материализована в условиях эффективного общения. Даже самые современные информационно-коммуникационные ресурсы требуют живого – лицом к лицу – общения.

Педагогическая риторика предполагает особую организацию слушания, чтения, говорения и письма учителя, направленную на то, чтобы его адекватно и максимально поняли – ученики, коллеги, родители, социальные партнеры и просто близкие люди. С таким пониманием приходит эффективное общение: заговори так, чтобы тебя поняли; пойми так, чтобы с тобою заговорили.

Педагогическая риторика имеет социально-ожидаемый результат: слушать, читать, говорить и писать как учитель для педагога одновременно означает не просто обеспечить себе в профессиональном и межличностном плане равноправный контакт с партнерами по ситуации общения, но и утвердить себя как личность в данной социальной среде, подтвердить свой имидж.

У педагогической риторики свой багаж, разбирая который, мой читатель, Вы найдете много ценного для себя, непрерывно общающегося в различных ситуациях. Предлагаю вместе осваивать основные положения педагогической риторики, связанные с педагогическим слушанием, чтением говорением и письмом (материалы следующих статей). При этом я не буду писать обширные статьи, ведь Вы можете найти литературу по педагогической риторике, авторы которой – Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, З.С. Смелкова, Н.Г. Грудцына, Л.Е. Тумина и другие российские ученые, а также Диляра Хафизовна Вагапова, благодаря которой я состоялась...

Предлагаю совместное освоение, обдумывая и актуализируя именно то, что работает на практике, помогает в профессии и жизни. Предлагаю вместе открывать новые ценности этой научной дисциплины.

Замечу, что теория и практика педагогической риторики были обоснованы мною в кандидатской (риторизация уроков русского языка) и докторской (коммуникативно-речевая активность обучающегося и преподавателя – составная часть функциональной грамотности) диссертациях.

Завершить монолог о значимости педагогической риторики предлагаю выводами по экспериментальной работе, проведенной Н.В. Виттом.

Так, по результатам эксперимента были выделены 3 стрессора, которые могут блокировать механизмы продуктивных видов речевой деятельности – говорения и письма.  Первый стрессор – педагог, ведущий занятия в учебной группе, точнее, характер его педагогического общения с обучающимися. Второй стрессор – характер реагирования на коммуникативно-речевую деятельность партнеров по ситуации общения (одноклассников, педагога). Третий стрессор – организация и содержание учебно-познавательной деятельности, которая может вызвать негативные эмоциональные состояния и субъективную оценку, влияющую на общение.

Бывают такие проявления вербальной и невербальной агрессии? Да и часто.  Что будем делать? Познавать и исправлять ситуацию общения, в которой обе стороны – обучающий и обучающийся – могут быть вполне счастливы от взаимодействия.

Scroll to Top