A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Медведева О.М. [Часть 1] Как ребенка не заставить читать, а мотивировать к чтению?

Познание окружающего мира и себя происходит посредством изучения текста как одной из форм существования жизни. Текст представляет собой авторскую модель мира, в которой отражаются законы, смыслы и ценности жизни.

Учить ребенка читать текст – дать ему возможность посмотреть на мир и себя со стороны, выявить те стороны бытия, которые он не замечает в реальности, глубже понять существующее.

Для полноценного восприятия и понимания жизни в 21 веке у современного поколения читателей необходимо формировать навыки работы с разным форматом текста – сплошным, несплошным, смешанным и составным. Каждый из перечисленных форматов имеет свою специфику изложения и подачи информации.

Открывая цикл статей «Как научить современного читателя читать?», подчеркну, что в каждой статье будет раскрываться способ организации информации в рамках одного из форматов текста и предлагаться стратегии работы с данным текстом.

В первой статье остановимся на организации сплошного текста, который состоит из предложений, соединенных в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. К сплошному формату относятся тексты в нашем классическом понимании. Это художественные тексты, научно-популярные статьи, параграфы в учебнике и др.

Какие стратегии чтения следует использовать в работе со сплошным текстом, чтобы мотивировать современного читателя? Какие стратегии рекомендуется использовать и в начальном, и среднем звене школы? На мой взгляд, одной из таких стратегий является «Демонстрация героя на стене».

В чем заключается суть данной стратегии? Учащиеся читают произведение и выбирают одного из героев. На плакате изображают контуры этого героя. Внутри «изображенного героя» пишут его имя и ту информацию о герое, которая указана в тексте. За пределами контура пишут вопросы, которые учащиеся бы хотели адресовать герою.

Таким образом, данная стратегия вовлекает учащихся в процесс чтения. Они с удовольствием читают произведение, извлекают из текста информацию о герое, посредством вопросов интерпретируют ее (т. е. своими словами выражают извлекаемый из текста смысл), рефлексируют на основе прочитанного.

Подробно и детально стратегии чтения рассматриваются и анализируются на курсах повышения квалификации по теме «Развитие читательской грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA», что позволяет каждому учителю не только изучить стратегию, но и правильно осуществлять выбор в зависимости от текста.

Учителя, которые прошли курсы по данной теме, активно используют на уроках стратегии чтения. Учитель русского языка и литературы Первой гимназии г. Петропавловска Лилия Панчайкина подчеркивает, что стратегия – это способ возвращения ученика к тексту.

В следующей статье вы узнаете о специфике организации несплошного текста и о новых стратегиях чтения.

 

Старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО, магистр филологии Медведева О.М.

Scroll to Top