A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мурзалинова А.Ж. [Часть 2] В МАСТЕРСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ

Ведущая идея. Обучение и воспитание через общение,познание через общение – вот путь решения педагогической задачи. И чем сложнее задача, тем более высоким качеством должно отличаться, прежде всего, общение. 

В качестве эпиграфа предлагаю: Учение – не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Поиск контакта – тесного и органичного... Способ уйти от конфликтных ситуаций: доброжелательность, терпимость, простота, человечность, взаимоуважение. – Е.Н. Ильин. Рождение уроков. – М., 1986. – С. 136

         Добрый день, мой читатель!

Продолжим наш разговор о педагогической риторике как теории и практике продуктивного и конструктивного общения, когда обе стороны «за столом переговоров» (таким по сути является наше каждодневное общение):  обучающий и обучающийся, - как минимум, удовлетворены друг другом, в перспективе, - ожидают нового общения.

И пусть реформы в образовании так же стремительны, как любая революция. На фоне ускоряющегося времени с его технологиями виртуального, дистанционного и прочего общения так хочется живого и теплого слова, одобрящего взгляда, понимания в глазах собеседника...

Продуктивное и конструктивное общение требует индивидуального стиля.

Да, человек, с которым хочется общаться, - это стиль. Индивидуальный стиль потенциального собеседника в одежде, в невербальном языке, в подаче мысли и в других личностных проявлениях «манит», увлекает, мотивирует к общению.

Индивидуальный стиль общения – это способ и характеристики общения, присущие личности и обусловленные ее воспитанием, уровнем образования, жизненными ценностями, согласованные в определенной степени с социальными нормами общения.

Сформированный индивидуальный стиль общения педагога направлен на развитие «богатой среды для активного учения» (rich environment for active learning). Ведь качество общения определяет во многом качество обучения.

В рамках данной статьи предлагаю несколько советов для формирования индивидуального стиля педагогического общения.

Совет первый. Овладейте технологией гармонизирующего педагогического диалога. Ее особенности: а) держать  фокус дружеского внимания своих собеседников – учеников; б) проявлять на психологическом, коммуникативном и речевом уровнях стремление к сотрудничеству; в) признавать высшей тональностью общения гармонию мысли, слова и поступка (между «говорю, думаю и делаю» нет зазора, разницы, люфта).

Совет второй. Создавайте и держите атмосферу доверия между всеми участниками общения, стремитесь минимизировать речевую агрессию, а конфликт переводить вначале в нейтральное, затем в дружеское общение.

Совет третий. В ситуации общения, в особенности педагогического, важен эффект эмоционально-речевого вовлечения собеседников в активную деятельность познания, исследования, рефлексии. Учитель, являясь хозяином  в данной ситуации общения, должен, как тонко чувствующий дирижер, задать ритм речевого действия.

Задать ритм речевого действия – настроить на одну волну своих собеседников, уверенно, с учетом перспективы и объема предстоящей работы определяя предмет, задачи, направления предстоящего общения, намечая его горизонты. Свою дирижерскую «палочку» (коммуникативное лидерство) учитель может передавать другому участнику общения, но ритм всегда должен чувствоваться, как пульс. Наличие ритма речевого действия придает общению конструктивность.  

Совет четвертый. Расценивайте ситуацию общения как речевое событие, а свою большую или маленькую речь в ней – как речевой поступок. Следовательно, нужно управлять речевым событием, чтобы «обстоятельства не взяли верх над Вами». Понимание речи как речевого поступка вызывает чувство ответственности, инициативы и творчества.

Совет пятый. Проявляйте в речи сильные коммуникативные качества, присущие Вам. Кто-то из нас умеет наилучшим образом аргументировать; кому-то удается аутентично убеждать; кто-то по-настоящему сильно воздействует. Действенная речь  воспринимается учениками как сильный речевой поступок, противостоящий стихии «усредненной», маломотивируемой речи улицы. 

Проявление коммуникативных качеств в речевом поступке должно быть искренним, отвечающим задачам ситуации общения.  Искусственно созданная эмоциональность не может убеждать. Воздействовать может логика речи, интонационное проявление в ней наших волевых качеств.

Совет шестой. Будьте внимательны к слову, т.к. слово создает речевую форму знания, является инструментом воздействия, может сопровождать ученика всю жизнь.

Безусловно, становление индивидуального стиля общения (педагогического, семейного, делового, бытового и др.) – процесс нелегкий и длительный, не ограничиваемый рамками 6-ти советов.

Но мы с Вами, мой читатель, понимаем, что и здесь надо учиться всю жизнь, учиться непрерывно. Благо, наша ежедневная жизнь, состоящая из бесконечного множества ситуаций общения, дает нам возможность коммуникативно-деятельностного совершенствования.

Scroll to Top