A+ R A-

IROSTrus2


Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мурзалинова А.Ж. [Часть 3] БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ – АКТИВНЫМ ИЛИ ИНАКТИВНЫМ?

Ведущая идея. Характерной особенностью нашей педагогической жизни является то, что все мы без исключения находимся в ситуациях, в которых не говорить нельзя.

Уважаемые  собеседники!  

Продолжим наше общение о секретах педагогической риторики, которая помогает нам выразить мысли  в действенном слове, способствует тому, чтобы нас поняли, а значит, работает на нашу самореализацию (см. Первую статью цикла «Не раб? Но господин!»).

Непрекращающееся коммуникативно-деятельностное совершенствование как постоянная эффективная практика общения в различных ситуациях, действительно, шлифует наш индивидуальный стиль общения (см. Вторую статью цикла «В мастерской индивидуального стиля»).

Важно понять, что «работоспособность» индивидуального стиля общения зависит также от коммуникативно-речевой активности.

Коммуникативно-речевая активность – это наше состояние деятельности и готовность к ней, мотивируемые стремлением к самой разнообразной речевой деятельности с учетом тех коммуникативных возможностей и способностей, к проявлению которых мы готовы.

Иначе говоря, это наш характер говорения в конкретной коммуникативно-речевой ситуации, который определяет: быть нам «рабом» или «господином» ситуации общения.

Где может быть востребована коммуникативно-речевая активность педагога? – На уроке, родительском собрании, педагогическом совете, профессиональном конкурсе... Каким коммуникативным задачам она отвечает? – Заинтересовать учеников, сделать родителей своими единомышленниками, убедить коллег в своей правоте, заявить о себе на конкурсе как сильном участнике...

Чтобы работать над собой в плане собственной коммуникативно-речевой активности, следует четко представлять ее виды. Она бывает:

  •  потенциальная (?) либо реализованная (!), в зависимости от волевых усилий говорящего;
  •  репродуктивная (?), реконструктивная (?), творческая (!), в зависимости от характера говорения;
  •  ситуативная (?) либо интегральная (!), в зависимости от устойчивости проявления. 
  •  результативная (!) и динамическая (!), в зависимости от решения задач общения и оперативности ее проявления (легкости пробуждения, интенсивности, длительности сохранения, распределения во времени).

Задумайтесь над тем, что и почему не получается, чтобы наша коммуникативно-речевая активность постоянно работала на нас, на наше речевое поведение, придавая речевым поступкам убедительность и воздейственность.

Будьте философичны  в своих размышлениях. Ведь не во всех ситуациях общения эффективна реализованная, творческая, ситуативная и динамическая активность. Иногда лучше проявить потенциальную коммуниктаивно-речевую активность: когда необходимо наличие пассивности в том смысле, что что-то должно оставаться (восприниматься, мыслиться собеседником) неизменным в качестве основы изменения.

В своих размышлениях помните о факторах, влияющих на проявление коммуникативно-речевой активности в педагогической деятельности:

  • природных предпосылках,
  • особенностях характера,
  • сформированности потребности в самовыражении,
  • конкретной обстановке в той или иной ситуации педагогического общения,
  • об уровне владения языком,
  • стратегии обучения,
  • предпочтительном стиле педагогического общения,
  • атмосфере общения в академическом сообществе.

Как можно быстрее следует задуматься и работать над собой тем, кто чаще проявляет, в том числе в педагогическом общении, коммуникативно-речевую инактивность, причинами которой могут стать:

  • психологические барьеры личного свойства (например, боязнь выглядеть глупо),
  • страх перед аудиторией,
  • отсутствие интереса к общению в целом либо к предмету общения,
  • низкий уровень коммуникативно-речевого развития.

Помните! Наши ученики имеют преимущество в развитии коммуникативно-речевой активности, т.к. оптимальным возрастным периодом ее формирования называют детство и школьные годы (чему немало способствует актуальная сегодня командная работа). Так, известна позиция: ранний юношеский возраст можно считать своеобразным пределом, до которого человек с наибольшей легкостью и наибольшей устойчивостью овладевает установками, умениями, стереотипами в сфере общения (А.В. Мудрик).  Если мы не будем работать над актуализируемой активностью, то наши ученики опередят нас в своем коммуникативно-речевом совершенствовании.

Scroll to Top