A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мурзалинова А.Ж. [Часть 4] ПОСЛУШАЙТЕ ЖЕ МЕНЯ!

Друзья, давайте продолжим наши беседы о педагогической риторике!

Слушать собеседника со вниманием – это подготавливать его к тому, чтобы он внимательно выслушал ваш ответ, и расположить его в пользу ваших доводов. – Н. Сади-Карно.

В жизни, как и в риторике (бытовой, семейной, педагогической), следует ценить умение (лучше – способность) слушать.

Генри Дэвид Торо считал: «Истине требуются двое: один – чтобы говорить, другой – чтобы слушать».

Исследования 80-х годов 20 века показывали: умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей. Современные жизненные наблюдения в нашем информационном обществе подтвердят парадоксальное явление: умение слушать живую речь становится редким и оттого бесценным даром.

Итак, 4-х вида деятельности педагога: слушание, чтение, говорение и письмо – следует выполнять в соответствии с правилами педагогической риторики, если мы хотим быть понятыми и счастливыми в профессии.

Слушание – одно из самых сложных коммуникативных умений. Зачастую слышать, т.е. физически воспринимать звук, уравнивают с понятием слушать, т.е.воспринимать смысл звучащей говоримой или озвученной письменной речи.

Слушание как коммуникативная компетенция входит в список профессиональных компетенций педагога. Эффективная организация слушания необходима и ученику.

В основе слушания, управляемого педагогом, а в условиях эффективного обучения управляемого обучающимся, лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Причем важно следующее: чем более крупными блоками человек воспринимает речь, тем успешнее идет обработка заключенной в ней информации. В этой связи следует обмениваться информацией крупноблочно, не дробя ее излишне (ср.: Большое видится на расстоянии). Для этого нам нужно научиться сжатию (компрессии) содержания – выделению смысловых опорных пунктов, своеобразных «пазлов», из которых слушающий нас сложит нужную конструкцию.

Итак, понимание услышанного – результат смысловой обработки воспринятого текста. Понять услышанное – значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идет речь в тексте. Поэтому слушание учителя и ученика «в одной тональности слушания» мотивирует не просто их взаимодействие, но и ОБЩЕНИЕ.

В нашем информационном обществе следует научиться разным стратегиям: глобального, детального, конструктивного, избирательного, критического слушания. Педагогам знать и уметь это необходимо в большей степени, т.к., напомню, сфера обучения - сфера повышенной речевой ответственности. Обновленное содержание образования, призванное формировать «мягкие навыки», предполагает, что и учеников мы также научим названным стратегиям слушания.

В организации слушания, отвечающего той или иной стратегии, можно искать и пробовать собственные методические приемы. Но при этом важно иметь представление об этапах, общих для любой стратегии слушания:

  •          побудительно-мотивационном: осознание того, что побуждает нас к слушанию, каковы наши мотивы;
  •          ориентировочном, когда мы ориентируемся в ситуации общения, чтобы не оказаться в ней «рабом»;
  •          аналитико-синтетическом: анализируем звучащий текст и, синтезируя, постигаем смысл восприятия;
  •          контрольно-исполнительском: оцениваем (понял – не понял, узнал – не узнал, понравилось – не понравилось и т.д.), реагируем (ответил, сделал).

Есть авторитетные имена в образовании, независимо от эпохи и пространства. Одно из них – Карл Роджерс, основатель гуманистической психологии. Ему принадлежит высказывание, крайне нужное для условий современной школы: Когда меня глубоко понимают и разделяют мои чувства, не проявляя при этом желания анализировать мое поведение или судить меня, это создает условия для самовыражения и становления как личности

Таким образом, вершиной нашего профессионального умения слушать становится эмпатическое слушание, мотивируемое внутренним стремлением (установкой) как можно глубже и полнее понять собеседника.

Я желаю нам быть отличными слушателями, чтобы в безграничном множестве ситуаций общения (не только педагогического) нас окружали такие же слушатели. 

Scroll to Top