A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мурзалинова А.Ж. [Часть 5] УМЕЮ ЛИ Я ЧИТАТЬ? Дорогие мои читатели!

В качестве эпиграфа предлагаю:Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели. – И.В.Гете

         Предлагаю проанализировать качество чтения с позиций педагогической риторики.

         Напомню, что чтение, наряду со слушением, говорением и письмом, составляет 4 вида речемыслительной деятельности, а педагогическая риторика помогает их эффективной организации – для полноценного педагогического общения.

         Конечно, чтение в наше информационно насыщенное время существенно изменилось, а в деятельности кого-то из нас вообще потеряло смысл.

         Если - второе, то следует, возможно, говорить об утере самого педагога. Если - первое, то следует понять, что остается ценным и безусловным в современном педагогическом чтении, а что изменилось в сравнении с классикой чтения.

         Начнем с ценностей.

         Во-первых, чтение приобретает смысл тогда, когда мы читаем в формате опосредованного общения, взаимодействуя с автором. При этом автор может стать нашим единомышленником / оппонентом / другом / пусть даже врагом... Глубина нашего погружения в авторский замысел позволит наделить автора определенным социально-коммуникативным статусом. В этом случае чтение становится адресным, камерным и интересным, как и всякое общение.

         Во-вторых, чтение может быть связано с самопознанием. Так, исследуя глубинный смысл текста, читающий не только открывает для себя социально-коммуникативный статус автора, но и, вступая в опосредованное общение с ним, познает свои возможности и ресурсы общения. В этой связи известный психолингвист А.А.Брудный считал: «понимание текста есть в той или иной мере понимание индивидом самого себя». Конечно, такое чтение-самопознание дается нелегко; ему следует целенаправленно учиться и учить своих учеников.

         В-третьих, чтение должно быть функциональным (как составляющая нашей функциональной грамотности). В этом случае, чтобы добиться эффективности чтения, мы сосредотачиваемся на одной из функций: познавательной (читаю, чтобы знать), регулятивной (читаю, чтобы уметь, научиться чему-либо), ценностно-ориентационной (читаю для эмоционального / эстетического наслаждения), реагирующей (читаю и не могу не ответить).

         Реагирующая функция – предпосылка развития критического мышления (читаю и не могу согласиться, читаю и хочу высказать свою точку зрения), что следует знать современному педагогу, понимающему востребованность данного мышления в современном информационном мире.

         Если говорить о специфике современного чтения, то нам, педагогам, следует целенаправленно формировать у себя и наших учеников следующее умение, которое может далее перейти в новое качество – компетенцию.

       Немного психолингвистики в этой связи. 1. Если обучающийся воспроизводит буквально прочитанную последовательность предложений, мы не будем знать, понял ли он прочитанное. Механическое воспроизведение прочитанного не является показателем осмысления. 2. «Истинное понимание речевого произведения базируется на выделении его ядерного смысла и формулировании этого смысла на языке адресата речи» (И.Н.Горелов, К.Ф.Седов. Основы психолингвистики).

         При эффективной организации чтения: а) как вида речемыслительной (не только учебной) деятельности, б) с позиций педагогической риторики (не просто методики обучения) – можно сформировать умение (компетенцию) – обобщить содержание прочитанного (в т.ч. большого объема) к «ядерной формуле» в виде 5-7 ключевых слов, 1-го тезиса, 2-3-х концептуальных положений.

       Согласитесь, это умение (компетенция) позволит нам и нашим обучающимся быть успешными в мире информации на основе управления информационными потоками. Как видите, посредством оптимальной организации чтения можно формировать «мягкие навыки».

         Итак, педагогическая деятельность немыслима без чтения. Мы читаем, в том числе, чтобы впоследствии создать вторичные тексты на основе воспроизведения первичного текста. Аксиомой при этом является следующее: эффективно прочитанный учителем текст становится материальным условием доказывающего, убеждающего и воздействующего вторичного текста, предлагаемого учителем на уроке.

         Рекомендую моим дорогим читателям-педагогам в этой связи обратиться к трудам по гомилетике.

         Гомилетика описывает процесс создания информативных речевых жанров, т.е. процесс передачи информации с определенной целью и в определенных условиях (Мы же понимаем, как важно появиться в нужное время и в нужном месте, чтобы сказать нужное).

          Педагогическая гомилетика – это раздел педагогической риторики, изучающий специфику информационных педагогических жанров и процесс их создания.

         Завершить наше общение на сегодня, мои дорогие читатели, разрешите обращением к современной зарубежной методике, уделяющей пристальное внимание взаимосвязанному письму и чтению.

Формированию ключевых компетенций отвечают стратегии письменных заданий – «написать, чтобы научиться» и «написать, чтобы прочитать».

«Написать, чтобы научиться»: а) размышлять глубоко и критически, б) точно выражать свои мысли, в) обсуждать прочитанное, г) разрабатывать совместный продукт на основе прочитанного и обсужденного.

В основе стратегии «Написать, чтобы прочитать» «лежит давно установленный факт: когда студенты пишут о тексте, который читают, они его лучше понимают» [Пиплс Пег. Развитие речи и критического мышления у студентов в программах Бард-колледжа //Вопросы образования. – 2015. - № 4. – С. 116-131 с. 119]. Письменные задания с указанной стратегией «помогают студентам более внимательно изучить текст, определить его ключевые элементы, понять, как связаны между собой идеи, высказанные в тексте, проанализировать их, сделать собственные выводы и организовать их определенным образом» [Fitzgtrald J., Shanahan T. Reading and Writing Relations and Their Development /Educational Psychologist/ - 2000. – Vol. 35. № 1. – Р. 39-50].

Scroll to Top