A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Медведева О.М. [Часть 5] Как нужно правильно организовать процесс чтения?

Американский писатель, философ и публицист Р.Баха писал: «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». Чтение — это особая форма языкового общения — поиск, прием и изучение текстовой информации. Чтение рассматривается как способ извлечения живого смысла, необходимого для решения жизненных задач. Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главная задача.

Следует подчеркнуть, что речь идет об осознанном чтении. Именно осознанное чтение является основой саморазвития личности, ее интеллектуального развития. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Современная ситуация с чтением характеризуется как системный кризис читательской культуры. Человек, пренебрегая чтением, в самом себе разрушает ядро национальной культуры, потому что книга – это зеркало души народа, это посредник между прошлым и настоящим, это диалог времен о вечных непоколебимых истинах. У каждой нации есть свой код, который образуется на основе традиций и верований. Именно этот код бережно хранит и передает из поколения в поколение КНИГА. Задача каждого человека понять этот код и передать своим детям.

Как правильно организовать процесс чтения, чтобы вызвать интерес у ребенка?

Для правильной организации процесса чтения следует в логической последовательности использовать 3 этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

Смысл использования предтекстового этапа раскрывается в словах Джанни Ваттимо: «У читателя должно быть некое предварительное понимание текста. Прежде чем он начнет его читать, он должен знать изначально, что ищет в книге». Ребенок до чтения текста ставит вопросы, ответы на которые хочет найти в тексте.

Предтекстовой этап предполагает:

  • мотивирование читателя (у читателя должно возникнуть желание прочитать данный текст). Мотивация очень важна. Она является стимулом к прочтению текста. Без заинтересованности чтение становится бессмысленным, в таком случае мы говорим о простом декодировании: о переводе букв в звуки;
  • определение цели и задач чтения (ребенок должен понимать, зачем и для чего читает данный текст) цель, с одной стороны, мотивирует читателя, с другой – заставляет его думать в процессе чтения;
  • актуализацию предшествующих знаний (что знают ребенок о теме или проблеме, которая рассказывается в тексте);
  • прогноз содержания текста (ребенок предполагают, как автор будет раскрывать данную тему/проблему) .

С помощью прогноза, догадки, мысленного предвосхищения содержания текста — читатель забегает мыслью вперед. Он предполагает, догадывается, о чем автор должен сказать. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам мысленно «пишет» текст. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность.

Цель текстового этапа состоит в осмыслении и понимании читаемой информации.

В процессе реализации данного этапа ребенок отвечает на следующие вопросы: Какая в тексте заключена мысль? Как я отношусь к тому, что читаю?

На данной стадии важно выявить,

¾   как воспринимает данный текст ребенок, что он думает о тексте;

¾   как данный текст затрагивает его эмоционально-чувственную сферу;

¾   как он понимает данный текст, его главную мысль;

¾   какие мысли возникает у него в процессе чтения.

На данном этапе важно, чтобы ребенок соотнес содержание текста, авторскую позицию с собственным опытом.

Целью послетекстового этапа является осмысление и оценка основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Именно на данном этапе ребенок рефлексирует и отвечает на главный вопрос Какой смысл для меня имеет данный текст?

Таким образом, использование трех взаимосвязанных этапов организации процесса чтения позволяет формировать и развивать грамотного читателя, способного постигать авторский смысл и соотносить его со своими взглядами и убеждениями.

Более подробно о каждом этапе можно узнать на курсах по теме «Развитие грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».

 

Медведева О.М., старший преподаватель

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

Scroll to Top