A+ R A-

IROSTrus2


Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Мурзалинова А.Ж. [Часть 6] ДАВАЙТЕ СОВЕРШАТЬ РАЗУМНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ПОСТУПКИ...

Уважаемые коллеги-педагоги, дорогие мои читатели!

         В завершение цикла статей о педагогической риторике я обращаюсь к особому предмету анализа – речевому поступку и ответственности за речевой поступок. 

         Безусловно, предмет исследования педагогической риторики так же обширен, как и сама сфера педагогического общения (ср.: Образование – это упорное слушание и говорение. – О. Розеншток-Хюсси).  Но есть в этом необъятном предмете исследования – тот золотник, который «мал, но дорог».

         Это – речевой поступок, который связан с нравственно-аксиологической стороной нашей речевой деятельности. Это «сердце», «душа» того, что мы говорим вслух.

         Статистика такова: говорим все, часто и много, но далеко не всегда наше говорение можно признать речевым поступком. Отсюда – наши речи теряют авторитетность, срывают порою маску величия с говорящего, провоцируют раздвоение личности, которая думает об одном, говорит другое, поступает не так, как думает и говорит. Социальные последствия пренебрежительного отношения к речи как к речевому поступку самые страшные: общение сходит на нет; искренность подменяется формальным отношением и притворством; возрастает речевая агрессия.

         Итак, речевой поступок – это намеренно созданное, мотивированное и целенаправленное высказывание, соотносимое с нравственными принципами и ценностями адресата (говорящего) и созданное, как правило, в кризисной ситуации общения.

         Статус речевого поступка неизмеримо выше, чем речевого действия. Любой речевой поступок есть речевое действие, но далеко не всякие речевые действия становятся речевым поступком. Речевое действие – скорее процесс, а речевой поступок – результат речевой деятельности.

         Именно речевой поступок вспоминают дословно наши ученики, когда вырастают и встречаются вновь на нашем жизненном пути: А помните, как Вы сказали... Это мне помогло в жизни...

          По речевым поступкам нас запоминают на долгие-долгие годы не только наши ученики, но и партнеры различных ситуаций общения, из которых состоит наша жизнь.

         Чтобы не прослыть пустословом и болтуном, нужно на микроскопическом уровне понимать разницу между речевым действием и речевым поступком:

  1.          1) речевое действие – процесс, речевой поступок – результат убеждения и воздействия;
  2.          2) речевое действие может совершаться на уровне автоматизма, речевой поступок – всегда сознательно совершенный;
  3.          3) речевой поступок непременно отражает нравственную сторону речевого поведения, а речевое действие не всегда становится речевым поступком;
  4.          4) речевой поступок всегда предполагает рефлексию (самоанализ, анализ оценки окружающих), в речевом действии рефлексия может отсутствовать.

          Уместно, здесь привести мысль Конфуция: Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

         Таким образом, путь к речевым поступкам, совершать которые периодически (в сложных ситуациях) требует от нас жизнь, лежит через нравственное усовершенствование, когда чистые мысли и чувства мотивируют убеждающие и воздействующие речевые поступки.

         Поступки, как правило, совершает человек, ясно представляющий их смысл и назначение, а также свою роль в них. Речевые поступки совершает тот, кто в речемыслительной деятельности опирается на единство этоса (нравственные основания речи), логоса (смысл речи) и пафоса (страсть как внешняя сторона речи). Таким образом, речевые поступки совершает цельная личность, не допускающая раздвоения: говорит так, как думает и поступает.

         В теории современного педагога-исследователя В.Б.Ежеленко я встретила понятие «инструментовка образа учителя»: «Любой учитель, который признается мастером, всегда осознанно или подсознательно создает себе профессиональный образ... С профессиональной точки зрения при соответствующих условиях и уровне педагогического мастерства учитель должен осознавать свой образ как очередной педагогический инструмент, педагогическое средство для достижения ряда самых разнообразных целей» / Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005, 466с. – С. 343.

         Создание учителем своего образа как инструмента эффективного общения с учениками, коллегами и родителями, безусловно, включает компетенцию речевого поведения, состоящего из речевых поступков.

         Друзья, давайте совершать речевые поступки в нашей педагогической жизни, протекающей в сфере повышенной речевой ответственности, чтобы наше веское слово, действительно, учило и запоминалось надолго. Ведь время плести словеса уходит, наступает время мысли, слова, поступка.

         Завершая свой цикл сообщений на темы педагогической риторики, хочу поблагодарить своего читателя, пожелать счастливых мгновений общения, которые дарует эта удивительная наука, а также полновесной реализации следующей нормы: каждый гражданин нуждается не только в праве голоса, но и в способности к свободной и умной речи, чтобы реализовать это действительное право.

Scroll to Top