A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Медведева О.М. [Часть 6] Как формировать грамотного читателя?

В настоящее время одной из значимых задач в школьном образовании становится формирование грамотного читателя, способного понимать смысл и содержание прочитанного, распознавать фактуальный и подтекстовый уровни текста, размышлять о прочитанном и соотносить текстовый код со своим мировосприятием.

Грамотный читатель рефлексирует по поводу прочитанного, анализирует текст сквозь призму своего Я (что я извлек из прочитанного / как я отношусь к авторской точке зрения, его позиции / что для меня значит предложенная автором тема). Рефлексия позволяет определить, насколько читатель осознает смысл прочитанного, становится ли чтение для него личностно значимым, переходит ли в сферу его интересов.

Данная задача сложная и многогранная, требующая теоретического осмысления, поиска новых методов и подходов, выдвижения конструктивных идей.

Становление читательской грамотности должно быть последовательным и системным. Первый этап воспитания читателя завершается в начальной школе. В этот период у учащегося формируются навыки извлечения из текста информации, ее интеграции и интерпретации, оценки формы и содержания текста. Г.А. Цукерман подчеркивает: «Главным ограничением читательской грамотности на первом этапе являются требования к тексту: он не должен выходить за пределы эмоционального и интеллектуального опыта читателя… Требование соответствия текста опыту читателя означает соблюдение двух условий. Во-первых, в учебнике для начинающих читателей должны использоваться такие тексты, на материале которых учитель может заложить основу информационного чтения: приучить школьников мысленно реконструировать факты, действия и размышления, описанные в тексте. Во-вторых, понимание текста не должно опираться на читательские знания, не упоминаемые в самом тексте. Умение и привычка фиксировать неизвестное или непонятное (слово, событие, понятие) и задавать вопросы о непонятном закладывается на первой ступени становления компетентного читателя. Умение и привычка самостоятельно искать недостающую информацию не лежит в зоне актуального развития младших школьников».

Второй этап становления читательской грамотности занимает весь период обучения в основной школе. Содержание этого этапа – научить школьников учиться с помощью текстов, превышающих эмоциональный и интеллектуальный опыт читателя. Расширение собственного опыта с помощью текстов опирается в первую очередь на навыки критического чтения, которые должны формироваться в основной школе. Под собственным опытом понимается умение ученика извлекать информацию из текста и использовать ее для решения своих задач.

Именно последовательная связь между этапами позволит сформировать грамотного читателя.

Более подробно о каждом этапе можно узнать на курсах по теме «Развитие грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».

 

Медведева О.М., старший преподаватель

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

Scroll to Top