A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Нуртаева К.Б. [Часть 1] Дифференцированное обучение на уроках истории

«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность,

которой безразличны жизни ее учеников»

Уильям А. Уорд (William Arthur Ward)

 

Добрый день, дорогой читатель!

Я, Нуртаева Кульзагира Бикеновна, старший преподаватель кафедры «Инновационные технологии и методики преподавания естественнонаучных, гуманитарных дисциплин»  начинаю цикл статей по теме «Дифференцированное обучение на уроках истории». 

Мой выбор данной темы неслучаен: в рамках реализации обновленного содержания образования уделяется большое внимание методам дифференциации на уроке,  а практика проведения курсов повышения квалификации учителей истории по обновленной программе показывает, что при планировании и проведении уроков у педагогов возникают трудности в использовании способов и приемов дифференциации. Поэтому, в своих статьях я постараюсь раскрыть цель, содержание, типы и способы  дифференциации, а также привести конкретные приемы дифференциации на разных этапах урока.

Знаете ли вы, уважаемые читатели, что требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – не новое требование?

Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов, таких как:  училища для ученых людей, которые готовили выпускников для поступления в университеты; военные училища; гражданские училища, выпускники этих школ работали в канцеляриях; купеческие училища и т.д. Основными предметами в этих школах являлись математика и геометрия. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.

Как педагог с 30 - летним стажем я считаю, что принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.  И способом решения этой задачи  является  дифференциация обучения. 

Необходимость в дифференциации очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. 

Теория дифференцированного обучения достаточно хорошо разработана в монографиях, диссертациях, разделах учебников по педагогике. Но применение её на практике, как я уже отметила, вызывает сложности.  

 Итак, слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на различные части, формы,  ступени».

В педагогическом терминологическом словаре дано такое определение: дифференциация обучения(лат. differentia разница)- форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Целью дифференциации является обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся.

В своей вводной статье хочу остановиться на типах дифференциации, используемых в образовательной практике.

 Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).

1.Внешняя дифференциация. Она предполагает создание особых типов школ и классов: школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов. Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (коррекционных, профильных, классов с углубленным изучением предмета). Профильная дифференциация - это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение.

Отмечу, что внешняя дифференциация не отрицает, а наоборот, предполагает одновременное существование и внутренней в организации учебного процесса, так как создаваемые при внешней дифференциации классы являются более или менее гомогенными по одному признаку, но гетерогенными по другим, что оставляет необходимый простор для внутренней дифференциации.

2. Внутренняя (уровневая) дифференциация. Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей.

В своих статьях я подробнее остановлюсь на аспектах именно внутренней (уровневой) дифференциации.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе базового стандарта появляются и отличники и хорошисты, и отстающие. Поэтому учителю необходимо  организовать уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний, умений, навыков.

Можно выделить положительные  аспекты уровневой дифференциации:

  • у педагога появляется возможность уделять внимание сильному ученику и в то же время помогать слабому;
  • появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании;
  • сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
  • повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
  • в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

Однако многие говорят и об отрицательных сторонах уровневой дифференциации:

  • деление детей по уровню развития негуманно;
  • слабые лишаются возможности тянуться за более сильными,  получать от них помощь, соревноваться  с ними;
  • высвечивается социально- экономическое неравенство;
  • перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

Таким образом, можно говорить о том, что дифференцированное обучение представляет собой комплексное явление. И затрагивает оно не только проведение уроков, но и общее построение учебного процесса в школе, что выражено в наполняемости групп, способах их формирования, сроки обучения, нагрузку и т.д. Конечно, его тяжелее организовать, нежели традиционное обучение. Но в данном случае «цель оправдывает средства», в самом лучшем понимании этого выражения.

Уважаемый читатель, в следующих статьях вам будут предложены способы, приемы, техники дифференциации обучения на примере уроков истории Казахстана и всемирной истории.

Scroll to Top