A+ R A-

IROSTrus2


Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Пшенова Т.Н. [Часть 1] Секрет эффективности урока

«Только успех поддерживает интерес ученика к учению. 

К.Д.Ушинский

      

            Современные тенденции развития системы образования в первую очередь влияют на изменение образовательного процесса в классе.  Для того, чтобы  понять каким должен быть процесс обучения в классе, необходимо акцентировать внимание на то,  что, собственно, мы хотим увидеть на выходе, какого ученика мы в идеале должны выпустить из стен учебного заведения? Требования к выпускнику школы достаточно высоки и многогранны. Вот только некоторые   из них: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления,  чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Но как вовлечь ученика в активный процесс обучения? Как научить самостоятельно мыслить? Как научить его регулировать процессы собственного обучения? Как научить учиться  и  получать радость и удовольствие, тот самый  «кайф» от  самого процесса обучения?

         Наука психология утверждает, что наслаждение, радость воодушевление, чувство удовлетворения человек может испытывать только тогда, когда претерпевает трудности, когда преодолевает барьер эмоциональный, психологический либо физический. Значит, победа без трудностей не является победой, как и успех без приложенных  сил к его достижению. Успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода  реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

Эффективный процесс обучения в классе может быть достигнут только при условии создания ситуации успеха. Каждый из нас может вспомнить не один случай из собственного опыта  школьного периода своей жизни когда не получалось,  когда непонятно, когда неинтересно и скучно, когда время урока потрачено зря. Сколько  же разочарований на уроке испытывает ученик, который не справляется с поставленной перед ним задачей. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Поднимая вопросы  о  снижении мотивации к обучению у учащихся,  в первую очередь, надо обратить внимание на то,  дал  ли  педагог  возможность ученику стать  успешным, пусть в самом малом, но успешным. У. Глассер, известный американский ученый, психолог, психотерапевт и педагог убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни. А.С. Белкин, доктор педагогических наук  указывает на то, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. В.А Сухомлинский утверждает: «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть».

Что же такое ситуация успеха? Это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики, в данном случае, педагога. В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и степени оказания помощи учителем при ее осуществлении.

При рассмотрении вопроса о создании ситуации успеха на уроке возникает больше вопросов, чем ответов. Многие учителя сводят «ситуацию успеха» к похвале ученика на каждом этапе урока после выполнения задания.  Опытные педагоги знают, что это работает лишь некоторое время.  В таком случае сама похвала обесценивается, ученик получает ее, не приложив усилий  для достижения поставленной перед ним задачи. Это, так называемая, «искусственная ситуация успеха». Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Как  же создать ситуацию успеха на уроке,  какие методы и приемы помогут  педагогам ее  смоделировать я раскрою в следующей статье.

Татьяна Пшенова,

начальник отдела методического обеспечения инновационного развития

филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

Scroll to Top