A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Нуртаева К.Б. [Часть 2] Дифференцированное обучение на уроках истории

Дифференцированное обучение на уроках истории

Главные целевые направления уровневой дифференциации в обучении истории это:

-          обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;

-          адаптация обучения по особенностям различных групп учащихся.

Организация учителем внутриклассной дифференциации предполагает несколько этапов:

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся. 

2. Проведение диагностики по выбранному критерию.

3. Распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий. 

Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.

В работе со школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации:

-          Обученность – это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню.

-          Обучаемость – характеристика его потенциального развития. 

Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, умений и навыков, качества знаний и навыков (например, осознанность и обобщенность), способы и приемы их приобретения.

Обучаемость трактуется как восприимчивость школьников к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К.Маркова), как ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при прочих равных условиях зависит успешность его обучения (З.И.Калмыкова).

Кроме того, есть ученики, которые очень быстро усваивают материал, но есть и те, кому на это требуется гораздо больше времени. Кто-то обладает хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивает предметы естественно-математического цикла, но не испытывает интереса к гуманитарным дисциплинам, а есть ученики с богатым воображением, образным мышлением, для них предпочтительнее гуманитарный цикл, т.к. точные науки даются им с трудом. Несомненно, что необходимо учитывать особенности темперамента, психологические особенности подросткового возраста, семейные обстоятельства и т.д.

Особо надо отметить, что немаловажную роль в процессе усвоения учебного материала играет способ восприятия информации, поскольку этот фактор влияет на скорость и способ усвоения информации. В тех случаях, когда материал подается способом, не воспринимаемым обучающимися, и темпом, заведомо им недоступным, эффективность самого передового урока с применением новаторских приемов и методов будет низкой, и, наоборот, традиционная форма организации урока при учете индивидуальных способов восприятия информации дает высокий результат.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на следующие категории: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения; аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал; кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, например, Вяземского Е.Е и Стреловой О.А. (диагностический исторический диктант; задания для диагностики на историческом материале вербального и невербального воображения; для выявления школьников с преобладающей образной, смысловой, механической памятью и т.п.). Еще один из способов определения уровня состоит в следующем: в течение 8-10 минут школьники самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.

Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный материал, продумываются приемы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.

На основе результатов диагностики уровня обученности учитель может распределяет детей по группам:

1

 1 группа - обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.

2 группа - обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;

3 группа - обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития.

Педагогу необходимо знать, что открытое выделение групп часто приводит к отрицательным последствиям. Это, в основном, явления социального характера, например негатив во взаимоотношениях учащихся. Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, сидящим на одном ряду, или возникнет недоброжелательное отношение к ним. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний. 

Программа  курсов повышения квалификации учителей истории  по обновленному содержанию среднего образования предлагает семь общепринятых способов дифференциации в классе:

1.По заданию:

-  Предполагаются  задания для учащихся с различным уровнем знаний.

-  В зависимости от потребностей учащихся (нужна ли помощь, или надо дать задание посложней), выполнение различных таблиц или упражнений и  заданий.

Использование карточек с усложняющимися  заданиями.

2. По источникам информации:

-  Некоторые ученики могут работать с более сложными источниками информации, чем их однокласснии.

-  Объем источников информации может варьироваться - от текстов, являющихся предметом обсуждения, до  текстов, поясняющих очень трудные слова и сложные идеи. 

-   Можно использовать печатные и электронные источники информации.

 Это показывает намного больший объем  использования материала. 

22. По темпу:

-  Некоторые ученики работают быстрее других.  

-  Дополнительные задания можно применять для учеников, которым требуется использовать больше силы.  

-  Немного времени уделяется учащимся, которым может понадобиться помощь в объяснении основного задания.

3. По выводам:

-  Несмотря на то, что все ученики выполняют одно задание, результаты бывают разными. 

-  Учитель дает задание, но вместо того, чтобы работать в направлении единственного «верного» ответа, ученики отвечают в зависимости от своих сильных и слабых сторон. 

Давая указания всем ученикам, необходимо убедиться, что каждый из них понял, чего от него ожидают.

3

  1. 4.      Диалог и поддержка: некоторым ученикам при выполнении задания может понадобиться подробная и точная подсказка. Для того, чтобы заставить учеников думать и получить ряд ответов, учитель может задавать заранее заготовленные вопросы.   При использовании этого метода важную роль имеет устная поддержка и поощрение.  
  1. 5.      По оцениванию:

-  Ученики оцениваются постоянно, таким образом, в зависимости от потребностей учащихся могут постоянно корректироваться и другие виды педагогической деятельности и дифференциации.

-  Педагогическая деятельность должна быть универсальным процессом, выявляющим сферы, требующие творчества, улучшения, коррекции.

-  Только в этом случае мы сможем продвинуться от преподавания предмета к обучению ученика.

4

  1. 6.      По группированию: в зависимости от ожидаемой задачи обучения, существует множество полезных методов создания групп:  ученики со схожими интересами (например, сложный уровень или уровень поддержки), ученики с разными запросами, группы джигсо, группы, разделяющиеся по профессиональным навыкам или экспертная группа, гендерная группа, смешанная гендерная группа, сплоченная группа.
  2. Уважаемые читатели, сегодня вы познакомились с этапами организации, критериями уровневой дифференциации, особенностями восприятия информации учениками, а также общепринятыми способами дифференциации. Подробнее об использовании данных способов на практике вы узнаете из следующих статей. Продолжение следует... До новых встреч!
Scroll to Top