A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Пшенова Т.Н. [Часть 2] «Ты все сможешь!» или секреты учителя по созданию ситуации успеха на уроке

Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»
Франсуа де Ларошфуко


Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Что необходимо знать педагогу для создания ситуации успеха на разных этапах урока? Ощущение успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На основе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех становится устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. Поэтому главная задача учителя состоит как раз в том, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Успех может быть предвосхищаемый. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на чудо. Чудеса везения хотя и бывают, но на пустом месте успех родиться не может. И последствия не совершившегося чуда трудно предсказуемы.

Напротив, констатируемый успех фиксирует достижения человека, дарит радость и воодушевленное настроение, дает возможность пережить
признание окружающих, ощущение своих возможностей и веру в завтрашний день. Ожидание успеха ученика на уроке должно стать устойчивой потребностью. Это и есть состояние уверенности, защищенности, комфорта опоры на самого себя. С другой стороны существует оборотная сторона медали - опасность переоценить собственные возможности, разочарование при невыполнении поставленных задач. Таким образом, педагог должен держать всегда «руку на пульсе» демонстрируя всем участникам учебного процесса, что достижение успеха без вложенного труда не есть успех. В. Сухомлинский пишет: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».

Человек, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и  интерес учиться. Методы, используемые педагогом в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости – радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Уильям Глассер, известный американский ученый, психолог, психотерапевт и педагог, также убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни. Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. По мнению И. Харламова, доктора педагогических наук, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися,
основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. И так, рассмотрим методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха на уроке.

Устранение пробелов знаний, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида (контрольных, самостоятельных, домашних). Понимание того, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием. Предоставляйте возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу Проверка домашнего задания, закрепление пройденного и устранение ошибок в задании должна выполняться самостоятельно, анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем.

Постановка целей и задач урока. Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь, что у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Важно внесение мотива: «без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны». Это помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с поставленной задачей, внушает ученикам уверенность в свои силы и возможности, акцентирует внимание на то, как совершается деятельность на уроке и какие последствия ученик будет иметь в будущем в зависимости от качества выполненной работы на уроке.
Объяснение нового материала. Мобилизация активности: побуждаем к выполнению различных действий, используем на уроках метод интерпретации. Лавирование между известным и неизвестным, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события. Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…», использование метода проекта. Используйте метод «педагогического рисунка». Выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие-то неточности, промахи. При изучении новой темы предлагайте ученикам находить свои решения проблемы, высказывать собственные версии. Это дает ученикам возможность видеть несколько версий, идей, помогает снять страх перед неверным ответом.

Закрепление изученного. Обязательное условие - это использование ситуации «от простого к сложному» и «спиральность». Важно использовать высокую оценку деталей: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…». Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным.

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а главное дает возможность учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть высоких результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха. Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

 

Татьяна Пшенова,

начальник отдела методического обеспечения инновационного развития

филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

Scroll to Top