A+ R A-

IROSTrus2


Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Нуртаева К.Б. [Часть 3] Дифференциация на этапе проверки домашнего задания

В поурочных планах педагога одним из пунктов всегда стоит проверка домашнего задания. Как сделать проверку не только эффективной, но и интересной для учащихся? В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки.

Основная задача  учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы.        Простой выход к доске с пересказом исторической темы для ученика является скучным занятием.

Так как цель дифференциации  - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся, необходимо учесть это и на этапе проверки домашнего задания. Этому уделяется большое внимание при разработке краткосрочных планов слушателями на курсах повышения квалификации в рамках обновления содержания образования. Педагоги предлагают активные методы обучения, использование которых предполагает дифференциацию.

Из большого количества интереснейших методов, используемых в практике, предлагаю пять, которые можно использовать на этапе проверки домашнего задания для учета возможностей и способностей учеников.

  1. 1.                 Метод «Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд (ученики составляют вопросы в зависимости от своей подготовленности) Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери (сильный ученик), которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

2. Метод «Опросная цепочка». Такой метод опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.  (Учитель регулирует ответами детей, предоставляя возможность каждому ученику отвечать на своем уровне).

3. Метод «Чистая доска». Перед началом урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки, на которых записаны вопросы для повторения домашнего задания. В начале урока он обращается с просьбой к ученикам «очистить» доску. Ученики по очереди выходят к доске, снимают листочки и отвечают на вопросы, написанные на них (Рекомендуется составлять вопросы разного уровня. Каждый ученик выбирает вопрос, на который он может ответить.)

4. Метод «Да-нетка». Предоставляю пример использования метода при проверке домашнего задания   по теме: «Учебно-просветительские учреждения в  Казахстане в XIX веке» .

Вопрос:

Да/нет:

1. Туркестанский статистический комитет был создан в 1868 году?

1. Да

2.Семипалатинский областной статистический комитет был организован в 1870 году?

2.Нет

3.Одной из первых библиотек, возникших в Казахстане, стала открытая в 1883 году общественная библиотека в Семипалатинске?

3. Да

4.Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в Ташкенте?

4. Нет

5. В мектебах, сложившихся во второй половине  XIX в., обучение было приближено к системе общеевропейского обучения в учебных заведениях?

5.Нет

6. В специальном Положении «О развитии грамотностям среди «инородцев», принятом 26 марта 1870 г., преподавание русского языка в мектебах и медресе была признано обязательным?

6. Да

7. Жакуп Акбаев, окончивший Петербургский университет, стал первым профессиональным врачом из числа казахов?

7.Нет

(Все ученики отвечают на вопросы через использование слов «да» или «нет».  Однако, учитель дает также возможность ученикам при ответе «нет» предоставить верный ответ).

 

5. Метод «Ромашка Блума».  Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: простые вопросы, уточняющие вопросы, вопросы-интерпретации, оценивающие вопросы, творческие вопросы, практические вопросы.

Простые вопросы - это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют учеников знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов:

  •  «То есть ты говоришь, что…?»
  •  «Если я правильно понял, то …?»
  •  «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»

Оценочные вопросы помогут дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.

Творческие вопросы - это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?». Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.

Интерпретационные, или объясняющие, вопросы. Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет. Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».

Практические вопросы устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.

Используя данный метод учитель всесторонее раскрывает  домашнее задание, а также учитывает возможности и способности детей, предоставляя им разноуровневые вопросы.

 

Уважаемые читатели! Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Не забывайте,  что  характерными чертами  дифференциации являются открытость требований, предоставление ученикам возможности самим выбирать материал для повторения, усвоения и переходить с одного уровня на другой. В следующей статье вам будут предложены методы дифференциации на этапе изучения нового материала. До новых встреч!

Scroll to Top