A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Пшенова Т.Н. [Часть 3] «Золотая дорога ошибок» или возможен ли успех без трудностей

«Величайшая ошибка, которую человек

может допустить в своей жизни,— это

пребывание в постоянном страхе

перед возможностью ошибиться»

Хаббард

 

Не так давно я присутствовала на одном из педагогических семинаров, в рамках которого показывались «открытые» уроки. Это был предмет русского языка в 8 классе. Ребята были активны на уроке, отвечали на вопросы, отрабатывали навыки написания сложноподчиненных предложений. Одним из видов работы учитель выбрал демонстрирование записей учеников на доске под диктовку. Несколько ребят по очереди выходили к доске, анализировали вид предложения и безошибочно записывали на доске. Учительница была довольна работой учеников на уроке, поддерживала, хвалила и т д. Но вдруг одна ученица допускает ошибку в анализе предложения и неверно ставит запятые. И это на уроке, где присутствуют другие педагоги! Учителя охватил ужас, это было видно, ученица была перепугана и взволнована настолько, что не могла сформулировать правило по требованию учителя. Запятые были быстро стерты с доски и девочка посажена на место. Урок шел своим чередом, но ребенок  сидел с поникшей головой и уже  не работал. Учитель, «перешагнув» через проблему, шла к «финишу». После урока я подошла к учителю и спросила, что стало причиной изменения ее настроения и появления взволнованности во второй половине урока? Ответ был ожидаемый: «Но как же, такая ошибка! А ведь К. хорошо учится…» 

А в чем проблема? Разве у ученика нет права на ошибку? Ведь именно ошибка дает опыт, а потом и навык. Педагог должен ждать ошибок учеников, быть  к ним готовым на любом уроке. Ошибки для учителя – это сигнальные огни, дающие возможность ему менять траекторию ведения урока, методы и приемы, ведь в этом и заключается профессионализм педагога. Необходимо сразу рассматривать проблему с разных сторон вместе с ребятами, обсуждая, рассуждая, споря и опровергая… Ошибка ученика для учителя является не отправной точкой, а скорее точкой возврата к тому, что не было осознанно усвоено и, скорее всего только потому, что не была допущена ошибка.

Любой человек, достигший успеха, построил его на своих ошибках. Каждая ошибка содержит в себе потенциал, который способен помочь человеку двигаться вверх и вперед. Но этот потенциал способен раскрыть лишь тот человек, который берет ответственность за совершаемые действия на себя и пытается разобраться в том, почему принятое решение оказалось ошибочным. Те же, кто склонен обвинять в своих неудачах окружающих людей или обстоятельства, не способен увидеть пользу, которую содержит в себе совершенная ошибка.  Причем, необходимо оговориться, что взять на себя ответственность за ошибку и обвинить себя  — это не одно и то же. Чувство вины действует на человека крайне негативно и разрушающе. Что ощущала ученица во время урока, сколько еще времени негативные эмоции разрушали ее психику? Как это повлияло на организм? Будет ли после этого «конфуза»  русский язык ее любимым предметом? Вопросов много.

Каждый человек на протяжении своей жизни совершает ошибки и сталкивается с неудачами. Вы, возможно, удивитесь, если узнаете, что успешные люди допускают намного больше ошибок, чем обычные люди. Особенностью успешного человека является то, что он в ошибках видит опыт, который ведет его к единственно правильному пути. Руководствуясь этим, успешный человек не боится вновь и вновь пробовать, до того момента, пока не откроет ту единственную дверь, которую он ищет. На пути к успеху человек встречает гораздо больше неудач и разочарований, чем открытий и везения. Однако важно то, какую суть этих проблем человек сможете разглядеть: конструктивную и полезную или разрушительную и бесполезную.

Научившись относиться к ошибкам правильно, человек, прежде всего,  перестает их опасаться, а это  придает самое важное для развития качество - чувство уверенности. Каждая ошибка – золотая монета, брошенная на пути к конечной цели, которая не дает сбиться с правильного пути. То есть, допустив ошибку один раз, человек пытается не повторить ее, следовательно, изменяет свой курс. И так до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута. Если же стараться избегать ошибок и неудач, то у человека развивается комплекс – он начинает бояться неудач, суетиться, изводить себя домыслами, и в итоге рассеется как туман вся мотивация к достижению цели.

Всегда лучше совершить ошибку, но знать, что ты попробовал, чем ничего не делать потому, что боишься сделать неправильный шаг. Тот, кто не совершал ошибок, обычно, не может похвастаться своими успехами.

Почему же людей, боящихся совершать ошибки, больше чем тех, кто знает, как извлечь из неудачи позитивный опыт? Можно предположить, что такое восприятие обусловлено образованием и воспитанием. Сначала родители, затем учителя говорят детям о том, что ошибаться – это плохо. Каждая ошибка наказуема: оценкой, лишением похода в кино и т.д. Таким образом, с детства у человека в голове закрепляется мысль о том, что ошибок нужно избегать любой ценой. Еще с советских времен система образования выстроена таким образом, что в ней готовятся люди, которые будут заниматься наемным трудом. Они будут рабочими, кассирами, бухгалтерами, учителями, инженерами, овладеют другими полезными для страны специальностями. Для страны, но не для собственной личности. Но осознание и закрепление в своем сознании правила: «Успех невозможен без провала»  помогло бы человеку посмотреть на возможность собственного развития с другой стороны.  Каждая неудача готовит нас к тому, что мы, в конечном итоге, придем к успеху. На самом деле, оступиться и ошибиться лучше, чем пропустить шанс открыть новые возможности.

Важной составляющей успеха является еще одно правило: «не важно, как и сколько раз ты падал, важно сколько раз ты поднимался и шел дальше». Как сказал Э. Коул: «Упав в воду, вы не утонете. Оставшись лежать в ней, вы утонете».  Обстоятельства – это инструмент мудрых людей. Необходимо учиться  не подчиняться обстоятельствам, а учиться управлять своими ошибками. Каждая проблема – это сообщение, которое говорит о том, что можно изменить ситуацию в лучшую сторону или вернуться на данном этапе чуть назад, чтобы выбрать другой путь.

Человек от природы наделен удивительными способностями обучаться.  Секретное оружие младенца в развитии его вербального интеллекта – его безграничная любовь к учению. По иронии судьбы любовь ребенка к учению всегда сопровождается чем-то таким, что, по мнению большинства взрослых, неприемлемо или недопустимо, но именно это самое нечто представляет собой краеугольный камень в развитии вербального интеллекта. Это и есть «детская формула успеха», самый важный «детский секрет» - готовность делать ошибки и терпеть «неудачу»!  Как могло случиться, что такой несравненный ученик, как маленький ребенок, допускает больше ошибок, чем среднестатистический взрослый, который не в состоянии учиться столь же стремительно? Это происходит потому, что ребенок знает самый большой секрет: готовность делать ошибки и терпеть «неудачи» – это один из самых верных способов ускорить свое обучение.

Только вообразите, сколько раз порой ребенок пытается произнести сложное слово, пока, наконец, ему не удастся произнести его правильно; иногда ради этого ребенку приходится потерпеть сотни «неудач». Думаете, ребенок впадает из-за этого в хандру и начинает изводить себя мыслями примерно в таком духе: «Чего ради я с этим мучаюсь? Я уже пробовал тысячи раз, а слово мне все еще не дается!» Конечно же, нет. Маленький ребенок использует каждую свою ошибку как трамплин для очередной попытки. Поступая таким образом, младенец превращает все это в игру и наслаждается самим процессом, но при этом ни на минуту не упускает из виду конечную цель – неизбежный успех.

 Когда же мы теряем это качество не боязни ошибки? Скорее всего, именно в школьном возрасте.

Если мы не делаем ошибок, это означает, что мы и не пытались достичь результата. Если же мы не делаем никаких попыток, то никогда и ничему не научимся. Ребенок инстинктивно набрел на эту величайшую тайну!

Все предпринятые в этом направлении научные исследования ясно показывают, что величайшие гении, которых знал мир, просто-напросто продолжали использовать эту «детскую формулу успеха». Они написали миллионы слов, сделали миллионы мазков кистью, испещрили партитурные листы миллионами нот и сформулировали миллионы мудрых мыслей. Затем большую часть этого они выкинули вон и сохранили лучшее!

 

Scroll to Top