A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Нуртаева К.Б. [Часть 4] Палитра индивидуальностей: дифференциация на этапе изучения новой темы

Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжая цикл статей по теме дифференцированного обучения, предлагаю примеры дифференциации на основном этапе урока – освоение нового материала.

Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному.

- Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения).

- Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения).

- Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низший уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны учителя тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.

Принято считать, что дифференциация осуществляется чаще всего при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.

Освоение нового материала – основной этап, на котором ученики получают новые знания. Современный урок предполагает, что на данном этапе учитель должен подготовить упражнения и задания, обеспечивающие освоение учениками необходимых знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы на уроке каждый ученик умел чувствовать собственную значимость и уровень своей успешности. Для этого учитель должен избавиться от предоставления готового, заученного знанияии направлять ученика на самостоятельное получение новых знаний.

Принципы, обеспечивающие эффективность урока:

Принцип свободы: не ограничивать возможность каждого ученика показать себя;

Принцип партнерства: взаимопонимание, совместная деятельность, взаимная подержка уеника и учителя в процессе обучения;

Принцип надежности: уверенность ученика в своей успешности, уверенность учителя в том, что его ученики могут добиться успеха на уроке;

Принцип толерантности: создание условий для саморазвития ученика, с учетом его индивидуальных особенностей;

Принцип терпеливости: создание эмоционального спокойствия, не осложняя неприятных ситуаций, не давая волю гневу

Предлагаю примеры дифференциации на основном этапе урока.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.

Например: дифференцированное задание по работе с текстом:

• составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);

• подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);

• составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация по источникам.

Учащимся предоставляются тексты. Известно, что некоторые ученики могут работать с более сложными источниками информации, чем их одноклассники.Объем источников информации может варьироваться - от текстов, являющихся предметом обсуждения, до текстов, поясняющих очень трудные слова и сложные идеи. Также можно использовать печатные и электронные источники информации

Задание: выделите причины колонизации казахских земель Российской империей. Распределите их на экономические, социальные и политические. Составьте ментальную карту.

Учащимся предлагается 3 вида источников для выполнения задания:

1 группа - материал учебника.

2 группа - материалы сети ИНТЕРНЕТ.

3 группа - материалы исторических исследований, дополнительных источников.

4. Дифференциация по выводам.

Ученикам дано одно задание, однако выводы будут разные.

Задание: составьте рассказ «Как были построены храмы в Древнем Египте?». Используйте предложенные иллюстрации.

5. Применение заданий разных уровней.

Первый вариант: в ходе обучения школьники могут выбирать и выполнять задания 3 уровней сложности:

1. Задания на уровне повторения состоят из обязательного уровня образования. Ученикам дается алгоритм для решения таких задач; они выполняют задания одно за другим, опираясь на алгоритм.

2. Задания среднего уровня (продуктивные) требуют обобщения нового материала, побуждают к подведению итогов, применению своих знаний в новых условиях. Здесь учащимся предлагают выполнить задание, взяв за основу готовую информацию, предоставленную учителями или общее решение вопроса. Учитель может показать один вариант решения задания, а ученики должны подумать и осуществить свои способы решения.

3. Высокий (творческий) уровень заключается в выполнении заданий, состоящих из творческих элементов. Необходимо найти уникальные решения данного вопроса в решении заданий сложного уровня, требующие сравнения, анализа, выводов, а также творческого мышления. Здесь учащимся дается лишь описание задания, а способ решения они должны найти сами.

Второй вариант: разноуровневые задания внутри группы

Задание: (И) Просмотрите видеоматериал  «Распространение христианства. Образование христианской церкви», по ходу просмотра видео заполните таблицу «Развитие христианства в Римской империи» по форме:

Характеристика христианской религии (для уч-ся категории А)

Развитие христианской религии при императорах, правивших до Константина (для  уч-ся категории В)

Развитие христианской религии  в годы правления императора Константина (для  уч-ся группы В)

Информация по всем трем критериям (для  уч-ся группы С)

       

(Г) После заполнения таблицы, в группах по очереди, начиная с категории С и заканчивая А, дается характеристика составленному опорному конспекту, таким образом каждый получает информацию по всем разделам таблицы.

Очень важно на уроке не забывать об учениках с быстрым темпом работы, а также о тех, кому необходима помощь учителя. В первом случае учитель должен иметь определенные дополнительные задания, во-втором – вовремя предоставить консультацию, поддержку. Дифференциация по степени помощи позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности.

В завершении статьи представлю педагогические условия успешной дифференциации:

  1. Рекомендуется чаще переключать учащихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу.
  2. Учитель должен, по возможности, на уроке создавать ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней.
  3. Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.

Дифференциация не должна быть явной.

Scroll to Top