A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Кабдирова А.А. [Часть 1] ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ: У НАС И ЗА РУБЕЖОМ

Практика поддержки профессионального развития в странах ОЭСР направлена на интеграцию оценки и стимулирование роста учителя, кроме того, не стоит забывать о тесной взаимосвязи развития школы и индивидуального профессионального развития каждого учителя. Интересно, что в 24 европейских странах стремление к развитию в своей профессии считается не просто дополнительным «плюсиком» в деятельности педагога, но и ОБЯЗАННОСТЬЮ! Так, во Франции, Литве, Румынии и Словении участие в постоянном профессиональном развитии является необходимым условием для продвижения по службе и повышения зарплаты. А в 10 странам учителям даже помогают финансово, лишь бы они получали дополнительные квалификации.

Так что же больше мотивирует учителей – реальное улучшение преподавательских навыков или добавка к зарплате и получение категорий? Эксперты сходятся на втором варианте, здесь-то и кроются основные различия между нашей и зарубежной моделью профессиональной поддержки учителя. В странах ОЭСР зарплата рассчитывается исходя из 40-часовой рабочей недели, причем в эту нагрузку входит не только само преподавание, но и ряд других задач: подготовка к урокам, сотрудничество с коллегами, наставничество молодых учителей, общение с родителями и повышение квалификации. А как дело обстоит у нас? В Казахстане базовый оклад учителя связан с учебной нагрузкой, и многие задачи, выполняемые вне занятий, остаются незамеченными. Но никто не сможет отрицать, что они имеются и в огромном количестве! Ведь учитель – это не только тот, кто ведет урок, но и тот, кто перелопачивает кучу литературы, чтобы составить этот урок, заинтересовать учеников, провести с ними классные часы и другие мероприятия, а еще проверить тетради… Безусловно, данная тенденция может снижать возможность и активность учителя в профессиональном развитии. Педагогу остается мало времени на сотрудничество с коллегами и осмысление педагогической практики.

К слову,по данным результатов Международного исследования преподавания и обучения TALIS-2013 ряд стран ОЭСР не имеют формальных механизмов аттестации педагогических работников. К примеру, Министерство образования и культуры Финляндии не играет никакой роли в оценке учителей, осуществляемой непосредственно директором школы. Оценка профессионального уровня отдельных учителей в Швеции аналогичным образом не регулируется законом. Руководители школ и учителя проводят индивидуальные диалоги развития, фокус которых направлен на АНАЛИЗ работы учителя, условий и результатов обучения. Опрос руководителей и учителей показал, что наиболее часто для оценки работы педагога используется анализ положительного опыта, прямое наблюдение за обучением в классе, основанные на сборе доказательств и анализе результатов тестов учащихся. В большинстве стран, принимавших участие в исследовании, формальная оценка учителей имеет большую направленность развития.

Еще одним механизмом поддержки профессионального развития в мировой практике является повсеместное использование профессиональных стандартов педагогов. Стандарты обеспечивают единообразие внутренних процессов оценки учителей в школах, выступают образцом педагогической практики и дают возможность учителю соотнести их с собственной педагогической деятельностью. Одной из составляющих профессионального развития педагогов является саморазвитие, предполагающее умение осуществлять самопознание, самопроектирование и самореализацию. Профессиональный стандарт выступает стимулом к данным процессам, снабжает учителя основными критериями рефлексивного самоанализа.

В настоящее время в Республике Казахстан разработан и находится на этапе утверждения новый профессиональный стандарт педагогических работников всех уровней образования. Эксперты определяют основные направления внедрения стандарта: при подготовке педагогических кадров, на этапе введения в должность и наставничества, в процессе повышения квалификации. Реализация данных направлений будет способствовать повышению эффективности поддержки профессионального развития.

В практике стран ОЭСР активно используются программы введения в профессию. Программы менторства и введения в профессию помогают новым учителям справиться с проблемами и трудностями преподавания, которые возникают на первом этапе. Результаты программ показывают положительное влияние на удержание учителей в профессии и учебные достижения учащихся. Для примера: педагоги Сингапура проходят программы введения в профессию на национальном и школьном уровне. Международный обзор школьных ресурсов указывает на отсутствие в Республике Казахстан программы введения в профессию на национальном уровне, программы наставничества на школьном уровне не закреплены официально механизмами карьерного продвижения, отличаются по качеству и систематичности.

Международная практика также ориентирована на создание сотрудничества между школами. Опыт Финляндии, Сингапура, Японии и Канады показывает, что стратегии на уровне школы могут создать положительную культуру, в которой учителя подталкивают и подтягивают друг друга к улучшениям, способствующим улучшению всех сотрудников и, как следствие, учащихся. На самом деле, в высокоэффективных странах, обычно внимание уделяется непрерывному развитию всего педагогического коллектива школы, а не развитию учителей по отдельности.

В Республике Казахстан профессиональное развитие может быть обеспечено за счет внешних экспертов в виде курсов, семинаров или формальной квалификационной программы или путем сотрудничества между школами и учителями (наблюдение других школ, наблюдение уроков), посредством коучинга или наставничества, совместного планирования, обучения и обмена передовым опытом.

Кстати, некоторые страны ОЭСР уделяют особое внимание неформальному повышению квалификации, в частности, в Финляндии. Специальная программа менторства разработана и распространена Финской сетью для развития программ введения в профессию. Она являлась частью семилетней национальной программы «OsaavaVerme», финансированной Министерством образования и культуры.

В целом, можно сделать выводы, что механизм оценки профессионального развития педагогов в странах ОЭСР менее формализован, чем в Казахстане. В то время как программа введения в профессию, наоборот, во многих странах внедрена на национальном уровне и закреплена официальным механизмом карьерного продвижения. В настоящее время в Казахстане активно внедряются программы менторинга и коучинга на уровне школы, что, безусловно, важно в условиях преобладания формального повышения квалификации и позволяет выстраивать поддержку профессионального развития с учетом специфики организации образования.

Scroll to Top