A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Нуртаева К.Б. [Часть 5] Дифференциация на этапе закрепления новых знаний

Добрый день, уважаемые читатели!

Я продолжаю актуальную тему. И сегодня мне бы хотелось раскрыть тему «Дифференциация на этапе закрепления новых знаний».

Целью данного этапа урока является обеспечение в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Самым непродуктивным, утомительным и, – увы! – распространенным способом закрепления был традиционно-репродуктивный. Когда высшей доблестью считалось дословное повторение вслед за учителем или книгой.

Но есть и другой способ – активный и развивающий. Главный принцип такого закрепления новых знаний – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.

Основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Данные подходы осуществляются в виде заданий различной трудности и характера:

-адаптивные упражнения (их цель помочь более слабым учащимся; или направленных на формирование речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учётом особенностей учащихся, их интересов, контекста деятельности);

-корректирующие упражнения (способствующие ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов);

-совершенствующие упражнения (шлифовка всех компонентов и формирование индивидуальности).

По технологии дифференцированного обучения предусматривается работа в 3 группах: 3-я группа выполняет упражнение с использованием комментированного объяснения под руководством учителя; 2-я, 1-я группы выполняют тренировочные упражнения на сравнение, сопоставление, задания, требующие разнообразных вариантов решения. При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Используется взаимопомощь, когда сильные учащиеся помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикуются коллективные проекты с различным комплектованием групп. При подведении итога урока используются мини-тесты (на выборку и по методу исключения понятия). Домашнее задание распределяется по группам (для самых сильных – опережающих задания творческого или поискового характера).

На этапах закрепления и применения полученных знаний дифференциация особенно важна, так как эти этапы предполагают разный темп усвоения. У более сильных учеников в этом звене освобождается время выполнение дополнительных задач, тем самым расширяются и углубляются все приобретенные ими знания и умения. Учащиеся с низким уровнем начальных знаний нуждаются в повторении, а ученики с достаточными начальными знаниями могут получить задание, входящие в исследуемую тему, которое успешно интегрируется с имеющимся фондом их предыдущих знаний по теме. Исходя из того, что на этапе закрепления для крепкого запоминания нужно повторное осмысление, воссоздание того, что изучается, можно предложить учащимся задания в группах, дифференциацированных по учебным возможностям учеников, например, составить развёрнутый конспект-схему на основе информации учебника или дополнительной литературы.

С этой целью можно использовать задания на закрепление: репродуктивные, реконструктивные, творческие, проблемные вопросы, игровые ситуации. На этапе закрепление целесообразно применять различные методы работы: индивидуальное составление кроссвордов, групповое составление обобщающих схем и таблиц, индивидуальное или групповое выполнение разноуровневых заданий.

Методы и приемы обучения, которые можно использовать на этапе закрепления знаний: взаимообмен заданиями и вопросами, вопросно-ответное обобщение, использование алгоритма рассуждений, обращение к субъектному опыту, перенос знаний в частично измененную ситуацию, придумывание заданий, вопросов, задач, «опрос эксперта», интеллектуальный марафон, использование заданий, повышающих интеллектуальную активность, выдвижение гипотез, предложений.

Хочу представить несколько методов, которые помогут провести дифференциацию на этапе закрепления новых знаний:

 

«Вопрос в конверте». Подготовьте конверты для каждого ученика и, написав 2-3 вопроса по теме, положите в конверт. Раздайте ученикам конверты и дайте 2 минуты времени: ученик записывает на стикере свое имя, ответы на вопросы, кладет в конверт и передает следующему ученику. Обмениваются конвертами, пока не ответят все ученики. В конце соберите стикеры, зачитайте вслух несколько ответов (не называя имена); класс обсуждает, насколько верными были ответы.

Метод «Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или опрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала изученный учебный материал. Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

Данные методы дают возможность подготовить вопросы разного уровня и проверить знания всех учащихся.

Метод «ПОПС-формула» (дифференциация по выводам) - это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия: П - позиция; О — объяснение; П — пример; С -следствие/суждение. Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Метод позволяет дифференцировать по выводам, т.е., получив одно задание, ученики выдвигают свою позицию, дают собственное объеяснение, приводят свой пример и следствие.

 

Метод «РАФТ» (роль-аудитория-форма-тема) (дифференциация по выводам) – способ развития умений выражать свои мысли в соответствии с выбранной ролью. Педагог предлагает выбрать тему или предлагает ее сам, затем в микрогруппах определяются возможные роли при изложении данной темы (пессимист, оптимист, критик, специалист, родитель и др.), определяются возможные аудитории для восприятия данной информации (ученые, родители, дети, рабочие …), выбираются роли и аудитории и происходит корректировка темы в соответствии с этими параметрами, определяется форма изложения. Затем пишется письменная работа, которая затем обсуждается (публикуется).

Метод «Выбери способности». На доске изображён круг с секторами. Учащимся предлагается выбрать сектор с заданиями, которые он хочет решить (дифференциация по способностям). Ясно, что учащиеся выбирают сектор, выполнение задания из которого принесёт ему наилучшую оценку. Благодаря применению данного приёма учитель осуществляет мониторинг способностей учащихся и следующий урок может спланировать так, чтобы обратить внимание на те задания, которые были выбраны наименьшим количеством учащихся. Сложность применения приёма заключается в том, что нужно подобрать количество заданий на каждый сектор не меньшее, чем количество учащихся в классе.

Уважаемые читатели! Очень надеюсь, что методы, предложенные в статье будут полезны и применимы на ваших уроках.

Scroll to Top