A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Кабдирова А.А. [Часть 2] МНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ИЛИ ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

В анкетировании приняли участие более 600 педагогов всех территориальных административных единиц региона, разных видов организаций образования, квалификационных категорий и преподаваемых предметов.

В анкете задавались вопросы, направленные на рефлексивное осмысление учителем собственной педагогической деятельности и критериев профессионального роста.

Вот один из таких вопросов - «Как Вы считаете, от чего зависит профессиональное развитие педагога?» Большинство педагогов (78,78%) отметили роль мотивации учителя, его стремление к саморазвитию, то есть большую значимость внутренней мотивации. Что же является для опрашиваемых основным стимулом профессионального развития? Вторым по значимости выделяется фактор стабильности и защищенности (39,16%). Данное противоречие свидетельствует о взаимозависимости и взаимовлиянии внутренних и внешних факторов профессионального развития. Вместе с тем, педагоги отмечают значимость поддержки со стороны системы повышения квалификации (39,31%) и методических служб школы и района (22,62%). По мнению четверти из опрошенных, важным моментом является внимание к данному вопросу администрации школы, роль которой заключается в планировании и управлении профессиональным ростом педагогических кадров.

Между тем, ЮНЕСКО выделяет определенные факторы, которые влияют на статус учителя. Первое - это образование при входе в профессию и последующее профессиональное развитие, второе - процесс привлечения кандидатов в профессию учителя, третье - карьерная лестница. За этим идет гарантия пребывания в должности, дисциплинарные меры, ставка учителя, профессиональная свобода, контроль и оценивание, ответственность и права, участие в принятии управленческих решений в области образования, взаимодействие с заинтересованными сторонами, условия для эффективного преподавания и обучения и социальная защита. Социологический опрос учителей показывает значимость этих факторов. Ведущими стимулами профессионального развития учителей является удовлетворенность трудом (42,12%) и ощущение профессиональной свободы (34,95%). В то же время, такие социальные факторы, как продвижение по карьерной лестнице и достижение социального успеха, менее актуальны для педагогов, что, возможно, связано с преобладанием ориентира на горизонтальный тип карьеры в педагогическом сообществе.

В перечне вопросов педагогам было предложено определить значимость критериев, присвоив первый ранг самому главному и восьмой ранг наименее важному. Результаты обработки данных показали, что наиболее значимым критерием профессионального развития, по мнению учителей, являются учебные достижения учащихся. А такому критерию, как прогресс в обучении слабоуспевающих учащихся педагоги присвоили невысокий ранг в сравнении с результатами учащихся в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях.

Не особо важным для педагогов является и такой критерий как развитие личности учащихся, что свидетельствует о недостаточном внимании с их стороны к воспитательной функции педагогической деятельности. Большинство учителей, принимавших участие в анкетировании, анализируют собственную педагогическую деятельность (64%) и выстраивают собственную траекторию профессионального развития (32%).

Результаты соцопроса показали, что практически все опрошенные учителя наблюдают положительные изменения в учебных достижениях учащихся, но часть педагогов никогда не анализировала влияние профессионального роста на результаты учащихся. Примечательно, что положительное влияние на учебные достижения учащихся чаще наблюдают педагоги с высшей и первой категорий, а анализируют развитие собственных навыков и знаний – педагоги второй категории и те, кто не имеет квалификационной категории. В зависимости от педагогического стажа значимые различия не обнаружены, за исключением более активного рефлексивного осмысления влияния педагогами с опытом работы от 3 до 5 лет. Эта закономерность наблюдается и в результатах анкетирования по вопросу: «Как часто Вы задумываетесь об уровне собственного профессионального развития?». Можно сделать вывод, что этот период профессионализации наиболее сенситивен рефлексии педагогической практики.

На основании проведенного исследования можно утверждать, что особым инструментом стимулирования к профессиональному росту педагогов может служить дополнительный механизм оценки эффективности школ и педагогов, исходя из социально-экономического контекста школы.

 

Айнагуль Кабдирова - начальник отдела мониторинга и анализа

 

#ОрлеуСКО#проектOrleuOnlineResources#повышениеквалификации#статья#Кабдирова#учитель#профессиональноеразвитие#социологическое исследование#мотивация#достиженияучащихся#анализ#факторы#профессияпедагог#статусучителя

Scroll to Top