A+ R A-

IROSTrus2


Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Нуртаева К.Б. [Часть 6] Дифференциация и индивидуализация

Уважаемый читатель!

Дифференцированный подход к школьному образованию - актуальная задача, поставленная перед педагогами. О его необходимости активно заговорила мировая общественность в 20-е годы XX века. В США тогда велись поиски наиболее эффективных способов дифференциации, которые в настоящие время применяются во всех школах страны. Заканчивая цикл статей по теме «Дифференциация на уроках истории», хочется остановится на теоретических подходах к определению понятий «дифференциация» и «индивидуализация», на их взаимосвязи.

Вспомним, что индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает его от других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте.

Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, моральные, социальные и другие черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей и др. Она в значительной степени обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.

Индивидуализация обучения - это система средств, которая способствует осознанию учеником своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственных Смыслов обучения. Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения разрабатывались в педагогической науке как принципы обучения..  Существуют разные подходы к трактовке соотношения понятий «индивидуализа​ция» и «дифференциация» обучения. Например, И. Унт определила индивидуализацию как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. И, следовательно, дифференциация обучения понимается ею как один из основных вариантов индивидуализации обучения.

Дидакт М. Н. Скаткин, наоборот, утверждал, что дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое.

В трактовке Г. К. Селевко индивидуализация обучения — это, с одной стороны, организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, а с другой — различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

Большинство наиболее известных исследователей индивидуализации обучения используют понятие индивидуализации как организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению (А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, А.А. Кирсанов). Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося. Чаще исследователи ограничиваются учетом групп, сходных по какому-либо комплексу качеств. (А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт)

Однако часто встречается употребление понятий «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке. Е.Я. Голант вообще ограничивается «дифференциацией обучения».

Специфика дифференцированного обучения - учет индивидуальных особенностей, присущих группе учеников и организация вариативного учебного процесса в этих группах. Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему особенностями.

Так Рабунский Е.С. считает дифференциацию синонимом понятия «индивидуализация». Вместе с тем «дифференциация» им рассматривается в более узком смысле, а именно, как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов. Относительно понятия «индивидуализация» дифференциация, по мнению Рабунского Е.С., является необходимым условием успешной реализации индивидуального подхода, т.к. она нацелена на борьбу против ориентации исключительно на класс.

Бутузов И.Д. рассматривает дифференциацию как форму организации обучения, обеспечивающую качество знаний учащихся. Её использование позволяет решить проблему второгодничества. В понимании Бутузова И.Д. дифференцированное обучение представляет собой учет индивидуальных различий в обучаемости школьников и внутриклассное разделение учащихся на одинаковые по уровню обучаемости группы для осуществления учебной работы с этими группами на разном уровне.

И.М. Осмоловская под дифференциацией понимает «способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности».

Осмоловская различает понятие «индивидуализация» и «дифференциация», в её понимании дифференциация шире и включает в себя индивидуализацию.

Цель дифференциации - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Современное общество как центр образовательного процесса ставит личность, в цели образования включается необходимость обеспечения актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности.

Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему особенностями. Поэтому наряду с психологическими особенностями личности необходимо учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности.

Кроме того, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Понятие дифференциации тесно связано с индивидуализацией и их надо рассматривать во взаимосвязи.

В зависимости от цели обучения дифференциация может быть средством, формой, результатом индивидуализации.

Индивидуализация - цель, а дифференциация - средство её достижения.

Таким образом, индивидуализация невозможна без дифференциации, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Scroll to Top