A+ R A-

IROSTrus2


Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Кабдирова А.А. [Часть 3] Профессиональный рост учителя и качество образования – есть ли связь?

Так, по мнению лидера образовательных реформ Майкла Барбера, качество образовательной системы не может превышать качества работающих в ней учителей. Андреас Шляйхер, один из основателей самого масштабного международного сравнительного исследования качества образования PISA, отмечает, что качество преподавания не может превосходить качества управления в школе и методов развития и поддержки учителей. Очевидны взаимное влияние и зависимость профессионального развития педагога, учебных достижений учащихся, системы школьного менеджмента и поддержки учителя.

Thomas R. Guskey, Kwang Suk Yoon (2009) отмечают, что, несмотря на интуитивную и логическую связь, выявление закономерностей влияния профессионального развития педагога на достижения в успеваемости учащихся является достаточно сложным.

Региональной образовательной лабораторией Юг-Запад (Regional Educational Laboratory Southwest, USA) проведен анализ  1300 исследований (проведенных с 1989 по 2006 годы в Австралии, Канаде, Соединенном Королевстве или Соединенных Штатах), изучавших данное направление. Исследовательская группа определила, что профессиональное развитие учителей оказало умеренное влияние на успеваемость учащихся - средний ученик контрольной группы повысил уровень своих учебных достижений на 21% после значительных позитивных изменений в профессиональном развитии педагога.

K. S. Yoon, T. Duncan, S. Lee, B. Scarloss, K.Shapley по итогам анализа сделали вывод об отсутствии тщательных исследований влияния повышения квалификации учителей на успеваемость учащихся по основным предметам. European Commission отмечает: «Несмотря на то, что существующие системы образования стимулируют деятельность педагога на развитие компетентности, они не отслеживают результат - изменение компетенций и улучшение учебных достижений учащихся».

Подобные тенденции наблюдаются и в Казахстане. Как правило, научно-практические разработки сконцентрированы только на содержании, формах и методах профессионального развития, в то время как принцип успешного непрерывного профессионального развития, сформулированный European Commission, – сосредоточенность внимания на его влияние на школы и учащихся.

Особенно актуально воздействие профессионального развития педагога на учебные достижения учащихся в аспекте особенностей сельских школ, которые имеют определенный социально-экономический контекст. В настоящее время в мировой практике актуальны исследования оценки эффективности школы и отдельного учителя с учетом социально-экономического статуса детей (СЭС).

Stephen Gorard, Chris Taylor отмечают, что невозможно объективно оценить работу учителя посредством итоговых оценок учащихся, так как, часто они могут показывать лишь качество набора в школу. Школы в экономически слабых районах в основном имеют контингент детей с низким социально-экономическим статусом.

Douglas Willms, анализируя исследования влияния социально-экономического статуса ребенка (СЭС), выделяет ряд исследований, показывающих, что дети с низким СЭС в среднем приобретают навыки грамотности на более медленном уровне, чем их сверстники. Они также склонны терять навыки чтения в течение летних месяцев, в то время как высокие социально-экономические предпосылки способствуют повышению уровню академической грамотности.

Международные исследования анализируют роль профессионального развития учителя, ориентированного на прогресс слабоуспевающих учащихся.

Поддержка профессионального развития должна быть направлена на балансирование обучения одаренных и слабоуспевающих учащихся. Профессиональное развитие сельских педагогов должно ориентироваться не только на повышение навыков работы с одаренными, но и на работу со слабоуспевающими учащимися. Что позволит значительно повысить равенство качества обучения в сельской местности через повышение необходимых профессиональных компетенций учащихся.

Особенно необходима поддержка профессионального развития педагогов, направленная на повышение учебных достижений учащихся в условиях более низкого социально-экономического развития. Разница качества обучения в городе и селе усиливается различием в социальной инфраструктуре и доходах населения. В соответствии с данными Национального доклада о состоянии и развитии системы образования (за годы Независимости Казахстана), с 2011 по 2016 год наблюдается значительный разрыв в расходах населения на образование; в 2011 на 29,2% расходы в городе больше, чем в сельской местности, в 2016 уже на 41 %.

Международные исследования показывают, что «учащиеся с низким социально-экономическим статусом в Корее чаще обучаются у высококвалифицированных учителей математики, чем учащиеся с высоким социально-экономическим статусом. Для работы в школах с высокими потребностями учителям предлагают множество стимулов, включая дополнительную надбавку, небольшой размер классов, сокращение учебных часов, дополнительные баллы для будущего продвижения на административные должности, возможность выбора следующей школы для работы».

Зарубежные эксперты в образовании считают, что на уровень учебных достижений влияет сотрудничество учителей в школе и между школами. В школах с недостаточно тесным сотрудничеством между учителями не выстраивается механизм рефлексивного анализа опыта. В рамках станового обзора международные эксперты отметили, что в Казахстане есть возможности для сотрудничества между школами в существующей схеме поддержки малокомплектных школ через ресурсные центры.

По данным многих исследований месторасположение школ и социально-экономическое положение учащихся и школ влияют на качество обучения и результативность деятельности учителя по формированию достижений учеников.

Страны ОЭСР признают, что школы с наиболее высокой долей малообеспеченных учащихся имеют большую вероятность возникновения социальных и экономических проблем, которые могут препятствовать обучению учащихся и развитию механизмов их поддержки.

Международные эксперты, подготовившие обзор школьных ресурсов Казахстана, отмечают, что необходимо усилить меры поддержки слабых школ и слабоуспевающих учащихся.

D. Willms, K. Yoon, T. Duncan, S. Lee, W. Scarloss, K. Shapley выявили, что профессиональная деятельность учителя значительно отличается особенностями организационного, педагогического и психологического характера в зависимости от того, в какой школе работает учитель. Учителя в школах, где преимущественно учатся дети с низким СЭС, сталкиваются с проблемами, которые редко испытывают учителя в школах, обучающих детей с высоким СЭС.

Анализ международных исследований показывает существование мировой тенденции на рассмотрение проблем профессионального развития педагога с позиции его влияния на учебные достижения учащихся.

Каким же образом можно оценить на практике, насколько велико влияние профессиональной подготовки учителя на результаты учащихся? В этом случае на помощь приходит царица всех наук – математика.
С целью определения региональных особенностей проведен корреляционный анализ данных системы образования Северо-Казахстанской области.

Для проведения корреляционного анализа определены основные пары переменных:

-     количество педагогов, имеющих высшее образование - средний балл ЕНТ;

-     количество педагогов с высшей и первой категории – средний балл ЕНТ;

-     количество сертифицированных учителей – средний балл ЕНТ;

-     количество педагогов с академической степенью магистров – средний балл ЕНТ;

-     количество совместителей, работающих в школе – средний балл ЕНТ;

-     количество педагогов разного стажа – средний балл ЕНТ.

Представленные параметры профессионального роста аналогичным образом были рассмотрены в паре с количеством ударников и отличников, показателями качества обучения предметов ЕМЦ, результатами работы с одаренными детьми и количеством учащихся, подтвердивших знак «Алтын белгі».

Переменные выбраны с учетом основных показателей профессионального роста, закрепленных в нормативно-правовых документах. Для корреляционного анализа использовались данные 2016-2017 учебного года и результаты ЕНТ-2017.

Результаты корреляционного анализа показывают наличие отрицательной умеренной связи двух переменных: количество сертифицированных учителей и среднее количество баллов по итогам ЕНТ-2017. Отрицательная связь предполагает, что при повышении одной переменной происходит понижение другой, и наоборот. То есть чем больше сертифицированных учителей в школе, тем ниже результаты ЕНТ, и наоборот, чем меньше учителей данной категории, тем выше результат ЕНТ.

При разработке содержания аналитического исследования предполагалось, что определенное влияние на учебные достижения учащихся оказывает наличие совместителей из других организаций образования. Для детального корреляционного анализа были сопоставлены результаты ЕНТ по обязательным предметам и количество совместителей в школе. Выявлена очень слабая отрицательная и положительная корреляционная связь, что свидетельствует об отсутствии взаимосвязи данных показателей.

Следующим результативным критерием для анализа являются использованные данные текущего контроля знаний. В рамках сбора информации создана база данных, отражающая успеваемость учащихся и качество обучения (количество отличников и ударников).

Выявлена сильная корреляционная связь результатов текущего контроля знаний учащихся с критериями профессионального роста: количество педагогов с высшим образованием, количество педагогов с высшей и первой категорией, количество педагогов, прошедших уровневые курсы. То есть, можно сделать следующий вывод: чем выше квалификация учителя, тем выше учебные достижения учащихся.

Положительное влияние на результаты учащихся оказывает наличие совместителей и учителей с академической степенью магистра в школе. По данным в разрезе педагогического стажа, очевидно, что наиболее продуктивный период в профессионализации педагога – деятельность с 5 по 20 годы педагогической практики.

Необходимо отметить противоречивость результатов корреляционного анализа. В соответствии с таблицей 18 и таблицей 19 наличие высшего образования, сертификата о прохождении уровневых курсов совместителей в организациях образования одновременно находится в отрицательной связи с результатами ЕНТ и положительной связи с качеством обучения, полученным в результате оценки знаний учащихся в течение обучения в школе. Данное противоречие требует более детального и глубокого изучения.

Аналогичные результаты получены при корреляционном анализе взаимовлияния профессионального роста педагогов и качества обучения на предметах естественно-математического цикла.

Представляют интерес результаты корреляционного анализа профессионального роста педагогов с результатами работы с одаренными детьми. По всем показателям получена очень слабая корреляционная связь, которая показывает независимость данных показателей, и даже незначительная отрицательная корреляционная связь с наличием академической степени магистра.

Также проанализированы результаты по критерию «Количество учащихся, подтвердивших знак «Алтын белгі». Данный критерий почти по всем параметрам имеет умеренную корреляционную связь с профессиональным ростом учителя. Причем эта связь намного ниже показателей корреляционной связи с качеством обучения (количество отличников и ударников).

Таким образом, выявлено, что профессиональный рост учителя влияет на учебные достижения учащихся, особенно на результаты текущего контроля знаний. Но выявленные противоречия во влиянии профессионального развития педагога на ЕНТ и результата внутреннего контроля знаний определяют перспективы более глубокого исследования данного вопроса.

 

Айнагуль Кабдирова - начальник отдела мониторинга и анализа

Scroll to Top