A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Жамантаева К.К. [Часть 1] Особенности развития речевых навыков в учебном процессе в начальных классах

Первые размышления хотелось бы начать на тему «Особенности развития речевых навыков в учебном процессе в начальных классах».

         Процесс развития речи у детей младшего школьного возраста является сложным и многоаспектным. Прежде всего, необходимо совершенствовать устную речь: улучшить чистоту звукопроизношения, исключить из речи диалектизмы, освоить сложные грамматические структуры, научиться употреблять речевые обороты и т.д. С приходом в школу у детей увеличивается круг друзей, что, соответственно, вызывает расширение диапазона общения и сферы использования устной речи. Образцом для подражания становится учитель с грамотной речью. Педагог понимает, что развитие речи у одних надо начинать с устной речи, для других - верным будет начало с речи письменной.

          Формирование у детей педагогом некоторых понятий, связанных с лингвистикой текста. Имея знания о построении текста, ребенок успешно овладевает осознаваемостью речевых действий.

     Теоретические знания, умение анализировать, сопоставлять и компоновать свои мысли в звуковой или зрительной интерпретации, показывают уровень готовности ребенка к речевой деятельности самостоятельно или под контролем учителя.

Работа по развитию речи учеников строится в системе так, чтобы приоритетными оставались следующие цели:

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

-  обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;

-  обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;

-  совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, выработка основных качеств «хорошей» речи.

 Эти факты доказывает научная теория о «зоне ближайшего развития» Л. С. Выготского, которая утверждает, что большое значение  в развитии базисных навыков чтения и письма имеет обогащённая социальная среда и взаимодействие ребенка с компетентными людьми. К элементам такой среды относятся:

- читатели-взрослые,

- наличие книг у  ребёнка,

- рассказы старших и прослушивание рассказов детей,

- разъяснение значения слов,

- общение с друзьями,

- развивающие игры со словами (шарады, ребусы и загадки для детей, кроссворды),

- захватывающие впечатления и умение рассказывать о них, обыгрывание и описание этих  впечатлений,

- стимулирование интереса к письму.

Какую же речь можно считать хорошей? К чему следует стремиться учителю и ученику? Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Первое требование - это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

Третье требование - точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Точность требует богатства языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому, что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.

Отсюда вытекает четвёртое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование - ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, только лишь для "красивой" речи. Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

               Развивать речь детей - значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей, применяя социолингвистический подход, который основан на языке обучаемого.

Scroll to Top