A+ R A-

sertificate


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Жамантаева К.К. [Часть 4] Развитие функциональной грамотности на языковых дисциплинах в младших классах

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные знания, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода знаний в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.

Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
  • учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
  • учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
  • учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
  • школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных про блем.

Составляющие работы по обучению функциональной грамотности на уроках русского языка: 
1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения. 
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. 
3. Развитие устной и письменной речи: 
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; 
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
На своих уроках необходимо уделять внимание учебному диалогу, в котором ученик не пассивный слушатель, а активный участник. Диалог для ребенка – это наиболее знакомая и доступная форма общения. Через диалог ребёнок познаёт мир, учиться общению с другими людьми. Диалоговое обучение – это интерактивное обучение, погруженное в общение, в котором осуществляется взаимодействие ученик – учитель, ученик – ученик. Изменяется и роль учителя – предлагается  учащимся высказаться, направляются к поиску дальнейшей информации. 
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. 
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.   

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:

- обучение носит деятельностный характер;

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- используются продуктивные формы групповой работы.

Карашаш Жамантаева,

старший преподаватель кафедры «Дошкольное воспитание

и начальное обучение»

Scroll to Top