A+ R A-

sertificate

IROSTrus2


Педагогический поиск №1
(28) март 2019

pedpoisk 1 2019

Архив журнала

Требования к статьям

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Жунусова А.З. [Часть 5] 8 принципов занятий с особыми детьми

Ребенку с особенностями развития требуется больше внимания со стороны родителей, больше совместных игр, занятий, больше терпения. Но дело не только в количестве: сам подход к этим играм и занятиям должен быть особенным.

002

Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Они живо откликаются на все новое, пробуют, рискуют, у них есть внутренние стимулы, которые помогают им двигаться вперед.

Ребенку же с нарушениями развития – независимо от его диагноза – необходима дополнительная стимуляция, помощь со стороны взрослых, чтобы осваивать новые навыки и исследовать мир. Для того чтобы эта помощь была действительно эффективной, стоит учитывать несколько важных принципов взаимодействия с таким ребенком.

1. Давайте ребенку больше времени для ответа, чем вам кажется достаточным.

Задавая ребенку вопрос, необходимо дать  некоторое время для ответа. Например, дети с церебральным параличом испытывают затруднения в управлении лицевыми мышцами: чтобы ответить улыбкой на улыбку, им требуется время.

2. Настойчиво повторяйте свои слова и действия

Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, вам придется повторять то или иное слово или действие снова, снова и снова. Но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.

3. Задействуйте все его органы чувств

Большинство детей с особыми образовательными потребностями легче познают новое, если взрослые стараются задействовать все их органы чувств. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков. Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, включите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке.

4. Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова

Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показывать  или рассказывать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие (можете использовать метод «рука в руке» – взять руки ребенка в свои и помочь ему). Даже взрослые нередко сталкиваются с этим явлением: слушая объяснение, мы, кажется, все понимаем, а через пять минут все сказанное улетучивается из памяти. Гораздо лучше запоминается то, что мы видели, или пробовали сделать сами, или записывали, – словом, когда усвоение сопровождается действиями, помогающими закрепить новые сведения в памяти.

5. Будьте последовательны и предсказуемы в своих действиях

Если ребенок страдает нарушениями восприятия или недостатком коммуникационных навыков, ему бывает трудно понять, что происходит вокруг. Соблюдение четкого режима дня особенно важно для особых детей. Это дает им чувство уверенности и безопасности. Тем более важно организовать их жизнь по принципу четкой повторяемости и постоянства.

6. Обобщайте приобретенные навыки

Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что он способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посторонними людьми. В частности, врачи и психологи всегда проверяют успехи ребенка именно таким образом. Если родители сообщают, что ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором предметов, на которых тренировался дома, но и с незнакомыми вещами. Чаще давайте ему возможность проверить себя: предлагайте незнакомые предметы для игры, побуждайте играть в разной обстановке.

7. Не «застревайте» на одном навыке

Родители часто фиксируются на каком-либо одном умении и развивают его так старательно, словно от него зависит жизнь ребенка. Это может произойти оттого, что окружающие постоянно спрашивают: «А он уже сидит?», «Ну как, он уже пошел?» и т.п., или может быть связано с собственными представлениями родителей о том, что для ребенка наиболее важно. Так или иначе, подобное «застревание» вредно. Ребенок – целостная личность, его навыки развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от всех остальных. Ребенок должен чувствовать, что его занятие – важное дело, которое необходимо закончить. Например, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овладеть и физическими навыками – умением брать и отпускать предмет, и интеллектуальным навыком – способностью сопоставить размеры коробки и предмета. Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздействие на освоение других, даже если связь между ними не очевидна. Развитие навыков общения помогает ребенку лучше понимать чувства и реакции людей и, таким образом, влияет на поведение.

8. Всегда доводите дело до конца

Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хочет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда мама сделает». Ребенок должен чувствовать, что его занятие – важное дело, которое необходимо закончить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-настоящему никому не нужен.

Scroll to Top